загрузка...


ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ 11 КЛАСС
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

Глава V. СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК. СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

 

15. СССР в середине 40-х - начале 50-х годов

 

Цели

Обучения: определить место Советского Союза в послевоенном мире; изучить основные направления внутренней и внешней политики; развивать общие способности учащихся, продолжить формирование общеучебных навыков, создавать ситуацию активного поиска в решении познавательных задач и выполнении заданий.

Воспитания: продолжить воспитание активной жизненной позиции учащихся, ответственного отношения к выполнению своих обязанностей, формировать умение объективно оценивать события, факты, обосновывать свою позицию; воспитывать чувство патриотизма и гражданственности на примере изучаемого материала.

Развития: развивать у школьников долговременную память, способности к сравнению, умение определять главное и второстепенное, сравнивать, сопоставлять, абстрагироваться; развивать навыки работы с тестовыми материалами.

Оборудование урока (см. с. 4).

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: интерактивные (просмотр и обсуждение видеофрагментов), фронтальная беседа, работа с историческими документами, самостоятельная работа с учебником; наглядные, обобщения, сравнения, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.

 

Основные понятия

Диктатура — неограниченная власть, осуществление правления в государстве недемократическими методами.

Репатриация — возвращение на родину военнопленных, беженцев, эмигрантов.

Тоталитаризм — политический режим, характеризующийся полным контролем государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслия.

 

Основные события

1946—1950 гг.: IV пятилетний план.

1947 г.: отмена карточной системы и проведение денежной реформы.

1953 г.: “дело врачей”.

1953 г. (5 марта): смерть И. В. Сталина.

 

Ход урока

1. Изучение нового материала. Учитель записывает тему урока на доске, определяет и озвучивает цели урока, объясняет новый материал.

2. Работа с ДМ.

3. В ходе изучения нового материала учитель предлагает составить таблицу основных противоречий в развитии советского общества в послевоенный период.

Положительные тенденции

1. Время быстрого роста важнейших видов продукции.

2. Пленум партии 1947 г. обсудил вопрос подъема сельского хозяйства.

3. 1950 г. — рост валовой продукции.

4. Развитие образования и науки.

5. Создаются академии наук в разных регионах.

Отрицательные тенденции

1. Значительная часть техники находилась в аварийном состоянии.

2. В связи с “холодной войной” огромные средства используются на развитие военного производства.

3. Улучшение жизни горожан за счет села.

4. Растет численность научных работников.

5. Продолжение репрессий, фабрикование дел.

4. Рефлексия. Какие изменения произошли в стране в первые послевоенные годы?

5. Домашнее задание: § 15. Опережающее задание: доклад “Н. С. Хрущев - человек и политик”.






загрузка...
загрузка...
загрузка...