загрузка...

Поурочные разработки к учебнику
«Россия в XX веке» 10-11 класс

10 КЛАСС

Раздел 1. Россия на пороге XX века

 

Урок 6. Народные движения и общественная борьба накануне первой русской революции

 

Изучение темы рассчитано на 3 урока. На уроке необходимо дать учащимся представление о расстановке сил и основных тенденциях в рабочем и крестьянском движении накануне революции.

План урока. 1. Беседа с учащимися. 2. Опрос на закрепление нового материала. 3. Пояснения к домашнему заданию.

Начать урок можно с беседы с учащимися, а не в форме лекции. В начале беседы можно зачитать отрывок из повести М. Горького «Мать», который наглядно рисует картину быта рабочих и в то же время не дает прямых ответов на вопросы, которые можно затем поставить учащимся (в каждом случае, получив несколько вариантов ответов, учитель предлагает свой вариант, уточняя и дополняя ответы учащихся и вводя дополнительную информацию).

1. В чем причины раздражения рабочих?

Бедность, тяжелые условия труда и т. д.

2. Какие рабочие организации уже существовали в конце XIX в.? Каковы были их требования?

В 1875 г. в Одессе сложился «Южнорусский союз рабочих» (организатор — Е. О. Заславский). В устав Союза были включены некоторые положения программных документов I Интернационала. Ядро организации составляли 60 рабочих, всего же в нее входило около 200 человек. Высшим руководящим органом было «Собрание депутатов». В декабре 1875 г. Союз был разгромлен правительством. В 1877 г. 15 его участников, в том числе Е. О. Заславский, Ф. И. Кравченко, М. И. Сквери, Н. Б. Наддачин, С. С. Наумов, были преданы суду. В 1878—1879 гг. в Петербурге образовался «Северный союз русских рабочих» (организаторы — В. П. Обнорский, С. Н. Халтурин). В январе 1879 г. была опубликована программа «К русским рабочим». В состав организации входило около 200 членов. В конце 80—90-х гг. появляются смешанные кружки из интеллигенции и рабочих (например, 1885—1888 гг. — «Товарищество санкт-петербургских мастеровых» (организатор — Точисский), 1890—1892 гг. — кружки М. И. Бруснева в Петербурге, 1894 г. — «Московский рабочий союз» и т. д.). Эти организации находятся под впечатлением пропаганды социалистов-революционеров и социалистов-демократов и группируются вокруг интеллигенции. Однако в брусневских организациях рабочие уже составляют большинство.

3. Что такое «экономические» требования? Были ли случаи, когда правительство удовлетворяло их, вмешиваясь в отношения между трудом и капиталом? Давало ли это результат?

Борьба рабочих за повышение заработной платы, сокращение продолжительности рабочего дня, законодательное урегулирование условий найма и увольнения, ограничение штрафов, введение социального страхования и т. д. Стачки 1896—1897 гг. заставили правительство спешно разработать проект закона об ограничении продолжительности рабочего дня. Была создана комиссия с участием фабрикантов, в которой обсуждался проект об ограничении рабочего дня до 11,5 ч. 2 июня 1897 г. был принят закон о сокращении рабочего дня до 11,5 ч в сутки при дневной работе в обычные дни, до 10 ч — в субботу и накануне праздников, до 10 ч — в ночное время.

4. Какие общественные группы и партии подталкивали рабочих к организованной массовой борьбе именно за экономические права?

В середине 90-х гг. сложилось движение «экономистов». Его идеологами были С. Н. Прокопович, Е. Д. Кускова, В. Н. Кричевский, П. Ф. Теплов. Печатные органы — газета «Рабочая мысль», журнал «Рабочее дело». В основном взгляды экономистов изложены в «Кредо», составленном С. Н. Прокоповичем и Е. Д. Кусковой в 1899 г. Призывали рабочих больше сосредоточиваться на экономической борьбе «легальные марксисты» (лидеры — П. Б. Струве, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. И. Туган-Барановский. Печатные органы — журналы «Новое слово», «Начало», газета «Самарский вестник» и т. д.) и либеральные народники, особенно правого крыла (лидеры — Я. В. Абрамов, В. П. Воронцов, С. Н. Кривенко, С. Н. Южаков).

5. Была ли перспективна борьба рабочих только за экономические права? Почему?

После устной беседы новый материал можно закрепить с помощью небольшой самостоятельной работы с использованием учебника и на основе беседы на уроке.

Примерные вопросы к письменной работе:

1. Какие политические требования стали выдвигать рабочие?

«Долой самодержавие!», политические свободы, в том числе и 8-часовой рабочий день, свобода слова, печати, собраний.

2. Как повлияли на рабочее движение зубатовские отделы?

Хотя отделов и было относительно немного, на практике они повлекли за собой большую сплоченность и решительность действий рабочих — например в Одессе в 1903 г.

3. Каковы причины большинства крестьянских волнений в начале XX в.?

Малоземелье крестьян при сохраняющемся обширном помещичьем землевладении.

4. Какие новые, качественные характеристики приобретает рабочее и крестьянское движение в начале XX в.?

Организованность и масштабность, сочетание различных форм, экономических и политических требований, солидарность различных районов.

Домашнее задание. 1. § 7. 2. На контурной карте «Российская империя в начале XX века» отметить районы крестьянских восстаний и центры рабочего движения в 1900—1903 гг. 3*. Подготовить устное сообщение об образовании партии эсеров. 4*. Подготовить устное сообщение о создании социал-демократической партии.






загрузка...
загрузка...