загрузка...


Поурочные разработки к учебнику
«Россия в XX веке» 10-11 класс

10 КЛАСС

Раздел 6. Россия, СССР: развитие советского общества в 20—30-х гг.

 

Урок 60. Кризис конца 20-х гг. Индустриализация в годы первых пятилеток

  

План урока. 1. Беседа с учащимися для введения новой темы. 2. Объяснение нового материала. 3. Опрос на закрепление. 4. Пояснения к домашнему заданию.

Пояснения к теме. Начать урок целесообразно с опроса по домашнему заданию. Примерный вариант опроса:

1. Вспомните, с чем были связаны и в чем выражались кризисы нэпа.

2. Какие предлагались меры по выходу из кризиса конца 20-х гг.?

3. Какая точка зрения победила?

4. Что такое индустриализация?

Создание крупного машинного производства, прежде всего тяжелой промышленности (энергетики, металлургии, машиностроения, нефтехимии и других базовых отраслей), превращение страны из аграрной в индустриальную, обеспечение ее экономической независимости и укрепление обороноспособности; техническое переоснащение народного хозяйства.

5. Из каких средств должна была финансироваться индустриализация?

Из доходов легкой промышленности и главным образом сельского хозяйства, перераспределяемых в пользу индустриальных отраслей.

Доходов от монополии внешней торговли на колхозное и совхозное зерно, золото, лес, пушнину, частично другие товары. На вырученную валюту в страну ввозилось новейшее технологическое оборудование для строящихся заводов (доля установленных на них импортных станков и другой техники достигала в годы первой пятилетки 80—85%).

Значительно выросшего прогрессивного налога на нэпманов. Прямым следствием этого, по сути конфискационного, налогообложения, дополненного прямым административным нажимом, стало полное свертывание к 1933 г. частного сектора в промышленности и торговле.

Средств, полученных за счет ограничения потребления городского и сельского населения (через увеличение подоходного налога и розничных цен на товары, существовавшую с 1928 по 1934 г. карточную систему их распределения, обязательные подписки на займы индустриализации и т. п.).

Еще одним источником стало развитие различных форм социалистического соревнования.

18 декабря 1925 г. в Андреевском зале Большого Кремлевского дворца открылся XIV съезд ВКП(б). На съезде был провозглашен курс на индустриализацию. Была поставлена задача превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, их производящую; затем провести машинизацию всего народного хозяйства и на этой основе добиться ускоренного развития. Законодательно курс на индустриализацию был закреплен в апреле 1927 г. IV съездом Советов СССР.

Первый пятилетний план (1928/29—1932/33 гг.) вступил в действие с 1 октября 1928 г. К разработке проекта плана были привлечены А. Н. Бах (ученый-биохимик), И. Г. Александров и А. В. Винтер (ученые-энергетики), Д. Н. Прянишников (агрохимик). План был утвержден на V Всесоюзном съезде Советов в мае 1929 г. Главной задачей пятилетки было провозглашено превращение страны из аграрной в аграрно-индустриальную. Второй пятилетний план (1933—1937 гг.) был утвержден XVII съездом партии в январе 1934 г. Была поставлена задача завершить переходный период от капитализма к социализму, построить материально-техническую базу социализма.

После объяснения можно предложить учащимся небольшое самостоятельное задание с использованием «Хрестоматии...» на закрепление изученного материала.

Примерный вариант задания на закрепление. Ознакомившись с документом «Хрестоматии...» (с. 91—93) и пользуясь учебником, подготовьте краткое устное сообщение об итогах индустриализации по следующему плану: 1. Промышленность к 1938 г.: а) рост производства; б) выполнение пятилетних планов; в) изменение структуры производства; г) новое строительство. 2. Социальные сдвиги.

Домашнее задание. 1. § 47. 2. Вопросы к § 47. 3. § 48 — для ознакомления. 4*. Подготовить устное сообщение на тему «Проблемы коллективизации в СССР».






загрузка...
загрузка...
загрузка...