загрузка...

Поурочные разработки к учебнику
«Россия в XX веке» 10-11 класс

10 КЛАСС

Раздел 5. Становление новой России (октябрь 1917—1920 г.)

 

Урок 47. Начало культурной революции

 

План урока. 1. Беседа для введения новой темы и объяснение нового материала. 2. Опрос на закрепление изученного материала. 3. Пояснения к домашнему заданию.

Пояснения к теме. Урок можно построить в виде беседы, в ходе которой учащиеся выясняют для себя ряд важных понятий и получают дополнительную информацию. Примерный вариант беседы с учащимися:

1. Что такое культурная революция?

Процесс революционных преобразований духовной сферы общества, формирования социалистического типа культуры, направленное на превращение всех трудящихся в активных участников общественной жизни. Само понятие «культурная революция» применительно к России появилось и было разъяснено в одной из последних статей В. И. Ленина «О кооперации» (1923 г.). Под культурной революцией Ленин понимал скачок в области культуры, который должна была совершить Россия, чтобы догнать развитые страны.

2. Какое ведомство занималось культурой после Октября? Кто его возглавлял? Каковы были его прерогативы?

Наркомпрос. А. В. Луначарский.

3. Какие проблемы в области культуры стояли перед новой властью после Октября?

1. Ликвидация неграмотности. Подготовка в первую очередь технически грамотных специалистов. 2. Создание идеологически ориентированной в марксистском духе культуры. 3. Превращение культуры в достояние масс.

4. Какие шаги в области культуры были предприняты большевиками сразу после революции?

31 октября 1917 г. А. В. Луначарский, назначенный наркомом просвещения, выступает с программой деятельности в области народного просвещения: введение всеобщей грамотности, организация единой советской школы, развитие всех видов школ для взрослых, сотрудничество педагогов и общественности, улучшение положения учителей. 9 ноября был принят декрет ВЦИК и СНК «Об учреждении Государственной комиссии по просвещению». 25 ноября собрание деятелей по внешкольному образованию заслушало доклад Н. К. Крупской о задачах отдела внешкольного образования Наркомпроса. 26 августа состоялся I Всероссийский съезд по просвещению. На нем присутствовало 700 делегатов, выступал В. И. Ленин. Были заслушаны три доклада: о реформе высшей школы (М. Н. Покровский), об основных принципах реформы школы (П. Н. Лепешинский), о настроениях учительства (В. П. Потемкин).

18 ноября — первое собрание Академии наук. 29 декабря прошло собрание Академии наук, посвященное созданию сети научно-исследовательских институтов. 24 января 1918 г. на собрании Академии секретарь С. Ф. Ольденбург докладывает о предложении Наркомпроса ученым принять участие в работе по изучению естественных производительных сил страны. 9 апреля В. И. Ленин получает принципиальное согласие академиков. 13 марта президентом Академии назначается академик А. П. Карпинский.

5 января 1918 г. — распоряжение А. В. Луначарского об охране памятников Московского Кремля. 12 апреля подписывается декрет «О памятниках». Академия художеств упраздняется, вместо нее создается коллегия по делам искусств, музеи передаются в ведение Наркомпроса. 3 июня национализирована Третьяковская галерея (директор  —  И. Э. Грабарь).

5. Как относилась новая власть к прежней культуре?

Отношение это было не всегда последовательно. С одной стороны, Ленин не отрицал значимости «буржуазной» культуры и необходимости сохранить лучшие ее образцы, с другой — выступал против национальной и сословно ограниченной культуры, в пользу интернациональной и массовой культуры. В то же время часть большевиков стояла на более радикальных позициях, отрицая прошлую культуру вообще и подчас призывая к ее уничтожению.

6. Как складывались отношения интеллигенции и новой власти?

Революция вызвала раскол в рядах интеллигенции. В. В. Маяковский, А. А. Блок, С. А. Есенин, В. Я. Брюсов, Е. Б. Вахтангов, А. Я. Таиров, А. Ф. Кони, К. Э. Циолковский, В. М. Бехтерев, И. В. Мичурин, К. А. Тимирязев и др. приняли революцию, хотя и по-своему и не сразу.

Часть интеллигентов не просто приняли революцию, а восприняли ее как пролог к разрушению старых и поиску новых, авангардистских изобразительных средств (например, В. Э. Мейерхольд).

Большая группа интеллигенции заявила о своем «невмешательстве» в политику (например, собрание инженеров в декабре 1917 г. в Петрограде). Некоторые, напротив, активно саботировали новую власть, в частности  —  Всероссийский Учительский Союз 2 декабря 1917 г. объявил о забастовке, Пироговское общество врачей — 22 ноября 1917 г. Другие не саботировали, но считали революцию тягчайшим бедствием.

7. Что такое Пролеткульт?

Культурно-просветительная и литературно-художественная организация. Пролеткульт издавал около 20 журналов, имел отделения за рубежом. Идеологом Пролеткульта стал А. А. Богданов, который считал, что у пролетариата должна быть собственная культура, свободная от каких-либо «классовых примесей» и «наслоений прошлого». Отказываясь подчиняться партийным и государственным органам, Пролеткульт в то же время вел активную культурно-просветительную работу среди рабочих.

Далее можно предложить вопросы для обсуждения (на закрепление материала).

1. Пользуясь материалами «Хрестоматии...» (с. 84—88), расскажите, как относились большевики к религии. Какие шаги были предприняты? Можно ли считать это только давлением сверху? 2. Пользуясь текстом учебника, расскажите, каковы были реальные успехи культурной революции? 3. Подумайте, какие социальные проблемы создала культурная революция.

Домашнее задание. 1. § 34. 2. Вопрос 1 к параграфу.






загрузка...
загрузка...