загрузка...

Поурочные разработки к учебнику
«Россия в XX веке» 10-11 класс

10 КЛАСС

Раздел 1. Россия на пороге XX века

 

Урок 4. Внутренняя политика. Зубатовщина

 

На уроке начинается изучение общей темы «Внутренняя и внешняя политика самодержавия в конце XIX  — начале XX в.». Тема урока рассчитана на 2 урока. На уроке дается представление об основных проблемах внутренней политики самодержавия, о связи первых шагов Николая II как императора с его воспитанием и убеждениями.

План урока. 1. Опрос. 2. Изучение нового материала. 3. Пояснения к домашнему заданию.

Выбирая форму проведения урока, следует учесть, что в этом случае очень продуктивным может стать игровой урок типа «Суд над Николаем II». Однако эта довольно часто выбираемая форма урока предполагает предварительную подготовку учащихся (в этом случае домашнее задание предыдущего урока должно быть распределено «по ролям»).

Другая возможная форма  — традиционное сочетание опроса и объяснения. В этом случае уместно предложить следующие вопросы:

1. Докажите, что Николай II действительно стремился защищать интересы дворянства.

Он, например, противостоял любым попыткам провести конфискацию помещичьих земель, дворянам оказывалась широкая финансовая поддержка, практически весь аппарат государственной власти по-прежнему оставался в руках дворянства.

2. Почему буржуазия до известной степени поддерживала самодержавие?

Помимо государственных кредитов и налоговых льгот, покровительственной таможенной политики и расширения рынков сбыта, государство активно вмешивалось во взаимоотношения между буржуазией и пролетариатом как с помощью законов, так и с помощью прямого насилия и подавления рабочего движения.

3. Каковы были взгляды на решение крестьянского вопроса В. К. Плеве? Как они были реализованы на практике?

Он считал необходимым сохранить сословную обособленность крестьян, поддерживая общину, и усилить административный и политический надзор за деревней. В 1903 г. царским Манифестом было объявлено, что сохранение сословной обособленности крестьянства и неприкосновенность общины должны оставаться руководящими принципами при любом пересмотре крестьянского законодательства.

Пояснения к теме. Объясняя новую тему, можно воспользоваться воспоминаниями А. Спиридовича «Записки жандарма» (М., 1991).

«Сергей Васильевич Зубатов учился в одной из московских гимназий и, будучи в старших классах, принимал участие в ученической кружковщине... После гимназии он не пошел в университет, а поступил чиновником в охранное отделение, где дослужился до помощника начальника, а затем... был назначен и начальником... После каждых групповых арестов или ликвидации Зубатов подолгу беседовал с теми из арестованных, кто казался ему интересным. Это не были допросы, это были беседы за стаканом чая о неправильности путей, которыми идут революционеры, о вреде, который они наносят государству. Во время этих разговоров со стороны Зубатова делались предложения помогать правительству в борьбе с революционными организациями» (с. 48—49).

Так вербовались провокаторы, или, как их еще называли, секретные сотрудники. Инструктируя жандармов, как работать с агентурой, Зубатов говорил:

«Вы, господа... должны смотреть на сотрудника как на любимую женщину, с которой вы находитесь в нелегальной связи... Никогда и никому не называйте имени вашего сотрудника, даже вашему начальству. Сами забудьте его настоящую фамилию и помните только по псевдониму» (с. 50).

Вопросы на закрепление:

1. Как С. В. Зубатов представлял себе решение рабочего вопроса? Что такое зубатовщина?

Попытка взять под правительственный контроль рабочее движение и удержать его в экономических рамках.

2. Кто поддерживал Зубатова и разрешил ему начать создание организаций?

Министр внутренних дел В. К. Плеве, московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович.

3. Кто был противником зубатовщины с самого начала?

Министр финансов С. Ю. Витте.

4. В чем причины краха зубатовщины?

Недовольство предпринимателей, не удалось удержать рабочее движение в рамках экономической борьбы.

Домашнее задание. 1. Повторить § 4—5. 2. Письменно ответить на вопросы 1 и 2 (с. 18) и вопрос 1 (с. 21). 3*. Составить сообщение о Г. А. Гапоне.





загрузка...
загрузка...