загрузка...


Поурочные разработки к учебнику
«Россия в XX веке» 10-11 класс

10 КЛАСС

Раздел 4. Россия в революционном вихре 1917 г.

 

Урок 41. Большевики берут власть

 

План урока. 1. Введение в новую тему. 2. Опрос по домашнему заданию. 3. Объяснение нового материала.

Пояснения к теме. Рекомендуется начать урок с беседы, позволяющей учащимся самостоятельно прийти к выводу о закономерности октябрьских событий. Примерный вариант беседы:

1. Вспомните, что такое «революционная ситуация» и когда она может перерасти в революцию.

«Низы» не хотят жить по-старому и «верхи» не могут управлять по-старому. Иначе говоря, революция невозможна без общенационального кризиса. Субъективный фактор — наличие партии или вождя, способного организовать и повести за собой массы.

2. Проанализируйте ситуацию, сложившуюся в России осенью 1917 г. Можно ли говорить о развитии общенационального кризиса?

К концу 1917 г. выпуск основных видов промышленной продукции упал более чем на 30% по сравнению с 1916 г. С марта по октябрь 1917 г. было остановлено около 800 заводов и фабрик. Резко понизилась добыча угля, выплавка чугуна и стали. Осенью на Урале и в Донбассе закрылось уже 50% предприятий. Сокращение и упадок производства увеличивали безработицу. Железнодорожное сообщение было парализовано. Невиданные масштабы принял финансовый кризис. Временное правительство прибегло к новым займам и допечатке денег — «керенок», как их называли. За 8 месяцев 1917 г. их было выпущено 9,5 млрд. Государственный долг к октябрю 1917 г. достиг 50 млрд р. (из них 12 млрд — зарубежным государствам). Покупательная способность рубля снизилась до 6—7 довоенных копеек. В то же время заработная плата сократилась на 40—50% по сравнению с 1913 г. Возросли цены, особенно на товары «народного потребления». Существенно — в 2 раза подорожал хлеб. В некоторых районах вводятся карточки на продовольствие, в первую очередь — на хлеб.

3. Какие основные проблемы оставались нерешенными?

Помимо вопросов о продовольствии, о войне, оставались нерешенными аграрный, национальный и другие вопросы.

4. Можно ли считать, что ситуация усугублялась действиями правительства?

Подавление корниловского мятежа вызвало смятение и дезорганизацию в рядах правых, а попытки навести порядок в стране с помощью карательных экспедиций ожесточили левых.

5. Были ли все большевики солидарны с В. И. Лениным по вопросу о восстании? Почему?

Получив ответ на этот вопрос, можно ознакомить учащихся с заявлением Л. Б. Каменева и Г. Е. Зиновьева:

«...Мы глубочайше убеждены, что объявлять сейчас вооруженное восстание — значит ставить на карту не только судьбу нашей партии, но и судьбу русской и международной революции.

Нет никакого сомнения, бывают такие исторические положения, когда угнетенному классу приходится признать, что лучше идти на поражение, чем сдаться без бою. Находится ли сейчас русский рабочий класс именно в таком положении? Нет и тысячу раз нет!!!..

Шансы нашей партии на выборах в Учредительное собрание превосходны. Разговоры о том, что влияние большевиков начинает падать и тому подобное, мы считаем решительно ни на чем не основанными. В устах наших политических противников эти утверждения просто прием политической игры, рассчитанной именно на то, чтобы вызвать выступление большевиков в условиях, благоприятных для наших врагов. Влияние большевизма растет. Целые пласты трудящегося населения только еще начинают захватываться им. При правильной тактике мы можем получить треть, а то и больше мест в Учредительном собрании.

...Только на Советы сможет опереться в своей революционной работе и Учредительное собрание. Учредительное собрание плюс Советы — вот тот комбинированный тип государственных учреждений, к которому мы идем...

Говорят: 1) за нас уже большинство народа в России и 2) за нас большинство международного пролетариата. Увы! — ни то, ни другое неверно, и в этом все дело.

В России за нас большинство рабочих и значительная часть солдат. Но все остальное — под вопросом. Мы все уверены, например, что если дело теперь дойдет до выборов в Учредительное собрание, то крестьяне будут голосовать в большинстве за эсеров... Солдатская масса поддерживает нас не за лозунг войны, а за лозунг мира... Если мы, взявши власть сейчас одни, придем (в силу всего мирового положения) к необходимости вести революционную войну, солдатская масса отхлынет от нас...»

6. Расскажите о ходе вооруженного восстания в Петрограде.

7. Какие решения принял II съезд Советов?

Декрет о мире, Декрет о земле, сформировано первое советское правительство — СНК, избран ВЦИК.

Уместно было бы ознакомить учащихся с документами II съезда Советов в полном объеме.

8. Какие партии и почему покинули II съезд Советов?

Меньшевики и эсеры.

Домашнее задание. 1. Повторить § 28—30. 2. Подготовиться к контрольной работе по § 28—30. 3. Подготовка к коллоквиуму по разделу «Россия в революционном вихре 1917 г.».






загрузка...
загрузка...