загрузка...

Поурочные разработки к учебнику
«Россия в XX веке» 10-11 класс

10 КЛАСС

Раздел 4. Россия в революционном вихре 1917 г.

 

Урок 39. Июльский перелом

 

План урока. 1. Опрос для введения общей темы «От демократии к диктатуре». 2. Объяснение нового материала. 3. Пояснения к домашнему заданию.

Пояснения к теме. Начать урок целесообразно с опроса, позволяющего учащимся прояснить понятия «демократия» и «диктатура», а также повторить пройденный материал.

Примерный вариант опроса:

1. Что такое демократия?

От греческого demos — народ и kratos — власть, народовластие. Политический строй, в котором установлены и осуществляются на практике способы и формы народовластия, закрепленные в законах свободы и равноправия граждан.

2. Что такое диктатура?

От латинского dictatura — ничем не ограниченная власть лица, группы, класса.

3. Сравнивая декларации первого и второго состава Временного правительства, выясните, к какой форме государственной власти они тяготели.

4. Когда возник новый кризис власти?

Вечером 2 июля.

5. В чем главная причина нового кризиса власти?

Кадеты подали в отставку в знак протеста против уступок правительства Украинской Раде, требовавшей широкой автономии еще до созыва Учредительного собрания. Главная же причина заключалась в том, что ЦК кадетской партии рассчитывал, что эсеры и меньшевики ради сохранения коалиции согласятся на более жесткие условия в проведении внутренней политики (разоружение рабочих, вывод революционно настроенных частей гарнизона из столицы, запрещение деятельности левых партий и т. д.).

6. Как повели себя различные партии в момент кризиса?

Ответ на этот вопрос можно дать письменно, заполнив таблицу, предложенную в вопросе 3 к параграфу.

При объяснении нового материала целесообразно ознакомить учащихся с воспоминаниями об этих днях А. Ф. Керенского:

«...1 июля Терещенко, Церетели и я возвратились в Петроград. Текст соглашения с украинской Центральной Радой был ранее передан по телеграфу князю Львову, который сообщил его содержание остальным министрам. Вечером того же дня на заседании правительства соглашение было ратифицировано большинством голосов, после чего министры от кадетской партии объявили о своем немедленном выходе из кабинета. Политические круги Петрограда охватило возмущение, а мы оказались в состоянии нового правительственного кризиса.

На следующий день министры после длительных неофициальных переговоров в кабинете Львова договорились отложить решение вопроса о новых назначениях в правительстве. Это позволило мне выполнить обещание, которое я дал генералу Деникину, и немедленно отправиться на Западный фронт. Я выехал из Петрограда вечером 2 июля и прибыл на место следующим утром.

Ранним утром 4 июля мы получили первое официальное сообщение о вооруженном восстании рабочих и солдат в Петрограде, организованном Лениным, которое получило в истории название «восстание 3 июля»».

Керенский А. Ф. Россия на историческом повороте. Мемуары — М., 1993. — С. 202—204.

Дальнейшее изучение нового материала можно построить в виде беседы с учащимися, задав, например, такие вопросы:

1. Как видно из воспоминаний, А. Ф. Керенский совершенно уверен в наличии большевистского заговора. Прокурор Петроградской Судебной Палаты 22 июля 1917 г. опубликовал в печати данные, послужившие основанием для привлечения к судебному следствию ряда членов большевистской партии.

«Согласно этим данным, руководителем восстания 3 июля и его инициатором явился прапорщик Семашко. Он в марте месяце окончил пулеметные курсы и в апреле должен был отправиться с пулеметной ротой на фронт, но самовольно не исполнил этого распоряжения и продолжал являться в полк. Под руководством Семашко 1-й пулеметный полк в 10 часов вечера 3 июля выступил из казармы и направился к Таврическому дворцу, где к нему с речами обратились Зиновьев и Троцкий. На другой день, 4 июля, в полк явился прапорщик Семашко с матросами и рабочими и стал побуждать товарищей с оружием и пулеметами отправиться требовать свержения правительства.

3 июля из Петрограда в Кронштадт прибыл мичман Ильин, именующий себя Раскольниковым, с некоторыми делегатами от пулеметного полка и выступил на митинге на Якорной площади, призывая к вооруженному выступлению в Петроград для низвержения Временного правительства и передачи всей власти Советам рабочих и солдатских депутатов. В тот же вечер исполнительный комитет Совета рабочих и солдатских депутатов Кронштадта собрался под председательством Раскольникова, который вынес резолюцию собраться в 6 часов утра всем войсковым частям на Якорной площади с оружием в руках, а затем отправиться в Петроград и совместно с войсками Петроградского гарнизона провести вооруженную демонстрацию под лозунгами: «Вся власть в руки Советам рабочих и солдатских депутатов».

Постановление это за подписью Раскольникова в ту же ночь от имени начальника всех морских частей города Кронштадта было разослано во все сухопутные и морские части города. По данному гудком сигналу солдаты, матросы, рабочие, вооруженные винтовками, 4 июля наутро стали собираться на Якорной площади, где на трибуне были произнесены Раскольниковым и Рошалем речи с призывом к вооруженному выступлению. Здесь же были розданы собравшимся патроны».

Хрестоматия. — С. 77—78.

Какова, по-вашему, была роль большевиков в июльских событиях?

2. Расскажите о «Правительстве спасения революции».

При ответе на этот вопрос можно предложить учащимся продолжить заполнение таблицы.

Домашнее задание. 1. § 28. 2. Проанализировать, как и почему изменилась тактика большевиков после июльского кризиса. 3*. Подготовить устное сообщение об июльском наступлении на фронте. 4. § 29 — для ознакомления. 5*. Подготовить устное сообщение о генерале Л. Г. Корнилове.






загрузка...
загрузка...