загрузка...

Поурочные разработки к учебнику
«Россия в XX веке» 10-11 класс

10 КЛАСС

Раздел 4. Россия в революционном вихре 1917 г.

 

Урок 37. Углубление раскола в обществе

 

На уроке продолжается изучение темы «Углубление раскола в обществе». Подвести итоги по теме «Февральская революция 1917 г.».

План урока. 1. Опрос по домашнему заданию. 2. Объяснение нового материала. 3. Самостоятельная работа учащихся. 4. Пояснения к домашнему заданию.

Пояснения к теме. Если были заданы п. 2 и 3, можно начать урок с опроса в игровой форме, предложив учащимся «дебаты» на VII Апрельской конференции большевиков. Если же нет — можно провести обычный опрос. Примерный вариант опроса: 1. Расскажите об обстоятельствах возвращения В. И. Ленина из эмиграции. Какие слухи распространились в связи с этим? 2. Чем руководствовался В. И. Ленин, призывая взять курс на социалистическую революцию? 3. Кратко изложите содержание «Апрельских тезисов» В. И. Ленина.

На первое место В. И. Ленин поставил требование немедленно «кончить войну истинно демократическим миром», провести «конфискацию всех помещичьих земель» и «национализацию всех земель в стране», т. е. запретить их куплю и продажу. Тут же выдвигалась задача: отказаться от всякой поддержки Временного правительства и путем организации самой широкой пропаганды внедрить в массовое сознание мысль, что решить эти насущные вопросы нельзя без перехода всей государственной власти к Советам. Добиться последнего в условиях двоевластия можно было, с точки зрения В. И. Ленина, мирным путем. А затем, продолжая среди избирателей «работу критики и выяснения ошибок» эсеров и меньшевиков, лишить их посредством переизбрания господствующего положения в Советах и установить над органами новой власти большевистский контроль. Так нашел бы свою реализацию намеченный в «тезисах» курс на социалистическую революцию. Кроме того, Ленин требовал слить все банки в один общенациональный и ввести контроль над ним со стороны Советов рабочих и солдатских депутатов; установить контроль Советов за общественным производством и распределением. Предлагалось также изменить программу партии и дать партии новое название — Коммунистическая и созвать третий (Коммунистический) Интернационал.

4. С чем связан первый кризис Временного правительства?

С нотой П. Н. Милюкова от 18 апреля 1917 г. В Москве и Петрограде начались массовые митинги и демонстрации с лозунгами «Долой министров-капиталистов!», «Долой Милюкова!». Министр иностранных дел П. Н. Милюков и военный министр А. И. Гучков вынуждены были уйти в отставку.

5. Расскажите о I съезде Советов.

Дальнейший разбор темы можно построить в виде самостоятельной (или коллективной, с помощью учителя) работы учащихся с учебником. Можно предложить заполнить сравнительную таблицу и проанализировать ее.

 

Вопросы для сравнения

Временное правительство Петросовета

Первое коалиционное Временное правительство

Когда образовалось

 

 

Кто входил

 

 

Как декларировали свои цели и задачи

 

 

Что реально было сделано

 

 

Когда и в связи с чем прекратило существование

 

 

 

Домашнее задание. 1. Повторить § 24—27. 2. Подготовиться к контрольной работе.





загрузка...
загрузка...