загрузка...

Поурочные разработки к учебнику
«Россия в XX веке» 10-11 класс

10 КЛАСС

Раздел 4. Россия в революционном вихре 1917 г.

 

Урок 36. Углубление раскола общества

 

План урока. 1. Опрос по домашнему заданию. 2. Объяснение нового материала. 3. Самостоятельная работа с учебником. 4. Пояснение к домашнему заданию.

Пояснение к теме. Изучение темы можно построить в виде беседы с учащимися, поясняя и дополняя их ответы на поставленные вопросы, часть из которых — повторение и закрепление уже изученного, а часть — по новой теме. В ходе беседы можно также ознакомить учащихся с документами и предложить прокомментировать их. Примерные вопросы для беседы по теме:

1. Что такое двоевластие? Когда оно сложилось?

2. Какой государственный строй установился в стране в ходе Февральской революции?

Республиканский.

3. Была ли провозглашена республика? Почему?

Нет. Вопрос откладывался до созыва Учредительного собрания.

4. Вспомните, какие задачи ставило перед собой Временное правительство.

5. В чем была главная слабость Временного правительства?

Оно не смогло поставить под свой контроль ни армию в целом, ни даже Петроградский гарнизон, находившиеся под влиянием Петросовета.

6. Как складывались отношения Временного правительства и Петросовета?

Конфликтно. За март 1917 г. между ними возникло 6 крупных конфликтов. Для улаживания их 6—10 марта была создана Контактная комиссия из представителей правительства и Совета, хотя, например, Бюро ЦК РСДРП неоднократно выступало против каких-либо органов «улаживания» отношений и против соглашательства с Временным правительством.

7. Как решало Временное правительство вопрос о войне?

Получив ответ на этот вопрос, можно ознакомить учащихся с выдержкой из «ноты Милюкова» от 18 апреля 1917 г.

«Правительство старого режима, конечно, не было в состоянии усвоить и разделить... мысли об освободительном характере войны, о создании прочных основ для мирного сожительства народов, о самоопределении угнетенных наций и т. п. Но Россия освобожденная может в настоящее время заговорить языком, понятным для передовых демократий современного человечества, и она спешит присоединить свой голос к голосам своих союзников. Проникнутые этим новым духом освобожденной демократии заявления Временного правительства, разумеется, не могут подать ни малейшего повода думать, что совершившийся переворот повлек за собой ослабление роли России в общей союзной борьбе. Совершенно напротив, всенародное стремление довести мировую войну до решительной победы лишь усилилось благодаря сознанию общей ответственности всех и каждого». Хрестоматия по отечественной истории (1914—1945) / Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. — М., 1996. — С. 63.

Далее подробно рассказать о приезде в Петроград В. И. Ленина и изложить сущность «Апрельских тезисов», особенно отметив, что точка зрения В. И. Ленина была не единственной в партии.

Амнистия после революции открыла возможность возвращения в Россию многим политическим эмигрантам. Однако 11 марта министр иностранных дел Милюков разослал телеграммы русским представительствам за границей, предписывая разрешить въезд в Россию только тем эмигрантам, которые не значатся в международных военно-контрольных списках лиц, подлежащих задержанию на границе. 23 марта группа большевиков, включая В. И. Ленина, приняла решение вернуться в Россию. К этому времени во французской печати появилось сообщение о том, что Милюков угрожает эмигрантам, едущим через Германию, арестом как государственным изменникам, поэтому каждый из отъезжающих должен был дать подписку, что возвращается на родину невзирая на угрозы Милюкова. Вечером 31 марта «пломбированный» вагон выехал из Стокгольма, а в 23 ч 10 мин 3 апреля остановился у перрона Финляндского вокзала.

Прибытие В. И. Ленина в Петроград было обставлено очень торжественно. Официальную встречу возглавлял председатель Петросовета Н. С. Чхеидзе. Ленин же, глядя мимо официальных представителей, обратился прямо ко всем собравшимся с краткой речью, которую закончил призывом: «Да здравствует всемирная социалистическая революция!» Поначалу никто не придал особенного значения ленинскому призыву, приписав его ораторской запальчивости.

Однако на следующий день, выступая в Таврическом дворце, Ленин повторил свой призыв.

Доклад, а затем публикация в «Правде» вызвали разногласия в партийной среде. 8 и 12 апреля «Правда» публикует статьи Л. Б. Каменева, обвинявшего Ленина в схематизме и непонимании ситуации. 8 апреля «тезисы» обсуждались на заседании Петербургского комитета РСДРП(б). Докладчик С. Я. Багдатьев предложил исключить из «тезисов» пятый, девятый и десятый пункты, т. е. требования республики Советов, немедленного созыва съезда партии, изменения ее программы и названия, создания нового Интернационала. 13 апреля было принято решение созвать Всероссийскую конференцию РСДРП(б).

Она открылась 24 апреля в Петрограде, когда ситуация уже во многом переменилась. Тем не менее основной доклад о политическом моменте базировался на «Апрельских тезисах». Ленин проявил на конференции чрезвычайную активность —  он выступал более 30 раз. Одной из причин этой активности было большое количество возражений —  в числе оппонентов Ленина по тем или иным вопросам оказались В. П. Милютин, А. С. Бубнов, П. Г. Смидович, А. И. Рыков, С. Я. Багдатьев. Особенно ожесточенно возражал Ленину Каменев, который считал, что буржуазно-демократическая революция в России еще не закончена и не исчерпала свой потенциал, Россия еще не созрела для социалистической революции и т. д.

Для закрепления можно предложить учащимся, пользуясь текстом учебника, самостоятельно письменно ответить на вопрос 1 к § 27.

Домашнее задание. 1. § 27. 2*. Составить устное сообщение по «Апрельским тезисам» В. И. Ленина. Прокомментировать каждый тезис. 3*. Подготовиться к проведению «партийных дебатов» по «Апрельским тезисам» В. И. Ленина.






загрузка...
загрузка...