загрузка...


Поурочные разработки к учебнику
«Россия в XX веке» 10-11 класс

10 КЛАСС

Раздел 4. Россия в революционном вихре 1917 г.

 

Урок 34. Февральская революция

 

На уроке продолжается изучение темы «Февральская революция».

План урока. 1. Опрос по домашнему заданию. 2. Самостоятельная работа с учебником. 3. Пояснения к домашнему заданию.

Пояснения к теме. Начать урок можно с опроса:

1. Какие лозунги выдвигали восставшие в Петрограде?

«Хлеба!», «Мира!», «Свободы!», «Долой войну!», «Долой самодержавие!».

2. С каких событий начинается революция?

С забастовки на Путиловском заводе.

3. Какие задачи должна была решить революция?

Прекратить войну, изменить форму правления и т. д.

4. Что такое двоевластие? Когда оно оформилось?

27 февраля — 3 марта 1917 г.

5*. Если в качестве домашнего задания предлагалось подготовить устное сообщение об отречении Николая II, то можно его заслушать. Если нет, можно ознакомить учащихся с соответствующими документами.

«2-го марта. Четверг.

Утром пришел Рузский и прочел свой длиннейший разговор по аппарату с Родзянко. По его словам, положение в Петрограде таково, что теперь министерство из Думы будто бессильно что-либо сделать, т. к. с ним борется соц.-дем. Партия в лице рабочего комитета. Нужно мое отречение. Рузский передал этот разговор в Ставку, а Алексеев всем главнокомандующим. К 2 ч пришли ответы от всех. Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии нужно решиться на этот шаг. Я согласился. Из Ставки прислали проект манифеста. Вечером из Петрограда прибыли Гучков и Шульгин, с кот. я переговорил и передал им подписанный и переделанный манифест. В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена, и трусость, и обман!»

Дневники императора Николая II. — М., 1991. — С. 625.

После этого можно предложить учащимся, пользуясь текстом учебника (§ 25), самостоятельно заполнить следующую таблицу:

 

Вопросы для сравнения

Правые партии

Центр

Левые партии

Кто входил

 

 

 

Как оценивали февральские события

 

 

 

Как относились к Временному правительству

 

 

 

Какую форму государственного правления предлагали

 

 

 

Как относились к участию России в Первой мировой войне

 

 

 

Как представляли себе решение аграрного вопроса

 

 

 

Как предполагали решить национальный вопрос

 

 

 

 

Домашнее задание. 1. § 25. 2. § 26 — для ознакомления. 3. Вопрос 4 к § 26 — письменно.






загрузка...
загрузка...