загрузка...

Поурочные разработки к учебнику
«Россия в XX веке» 10-11 класс

10 КЛАСС

Раздел 4. Россия в революционном вихре 1917 г.

 

В разделе выделены две общие темы: «По пути демократии» (§ 24—27); «От демократии к диктатуре» (§ 28—30).

Авторы учебника в целом придерживаются периодизации, устоявшейся в отечественной историографии: Февральская буржуазно-демократическая революция, нарастание революционного кризиса в марте  —  октябре 1917 г. и, наконец, Октябрьская социалистическая революция, принесшая победу партии большевиков. Но следует отметить, что в последние годы появился еще один подход к периодизации и осмыслению бурных революционных событий того времени. Согласно ему все они описываются одним понятием — «великая российская революция» — с выделением двух ее этапов: февральского, начало которому положил переворот 23 февраля — 2 марта 1917 г., и октябрьского — с большевистского переворота и вплоть до окончания гражданской войны. Эти разные подходы не снимают, однако, важности внимательного изучения основных смысловых узлов развития революционного процесса в России, выделенных в учебнике в качестве параграфов.

 

Урок 33. Февральская революция 1917 г. в России

 

План урока. 1. Объяснение нового материала. 2. Беседа с учащимися на закрепление нового материала. 3. Работа с «Хрестоматией...» (с. 43—45). 4. Пояснения к домашнему заданию.

Пояснения к теме. Начиная объяснение, необходимо с помощью вопросов напомнить учащимся особенности внутриполитического кризиса, который привел к революции, и, вспомнив материал курса новейшей истории, подвести их к выводу, что Февральская революция — часть общеевропейского исторического процесса. Необходимо, чтобы учащиеся самостоятельно перечислили причины и предпосылки революции. После этого изложение нового материала можно построить в виде анализа источников или в виде лекции.

15 февраля по всему Петербургу прошли уличные демонстрации с лозунгами «Хлеба!», «Долой войну!». 18 февраля началась забастовка в лафетной мастерской на Путиловском заводе. Рабочие требовали повышения заработной платы, оплаты простоев и сверхурочных. В ответ дирекция уволила зачинщиков забастовки. 22 февраля бастовал уже весь завод. А 23 февраля бастовало 2/3 всех предприятий Петербурга. В тот же день было разгромлено несколько полицейских участков на Выборгской стороне, где забастовало 32 крупных и средних предприятия. Повстанцы поднимали лозунги «Хлеба!», «Мира!», «Свободы!». Позже появились лозунги «Долой войну!», «Долой самодержавие!». 25 февраля забастовка приняла всеобщий характер. Командующий Петроградским военным округом генерал С. С. Хабалов получил от царя, находившегося в Ставке, приказ немедленно прекратить беспорядки. 26 февраля была расстреляна демонстрация на Невском проспекте.

В качестве источников, рассказывающих о дальнейшем ходе событий, можно использовать, например, воспоминания П. Н. Милюкова.

«Утром 27 февраля ... раздался звонок из Таврического дворца. Председатель созывал членов Думы на заседание... Члены Думы, без предварительного сговора, потянулись из залы заседания в соседний полуциркульный зал. Это было не собрание Думы, только что закрытой, не заседание какой-либо из ее комиссий. Это было частное совещание членов Думы. К собравшимся стали подходить и одиночки, слонявшиеся по другим залам. В состав временного комитета вошли, во-первых, члены президиума Думы (Родзянко, Дмитрюков, Ржевский) и затем представители фракций: националистов (Шульгин), центра (Львов), октябристов (Шидловский), к. д. (Милюков и Некрасов, товарищ председателя); присоединены, в проекте, и левые: Керенский и Чхеидзе...

После полудня за воротами дворца скопилась уже многочисленная толпа, давившая на решетку. Тут была и «публика», и рабочие, и солдаты. Пришлось ворота открыть, и толпа хлынула во дворец. А к вечеру мы уже почувствовали, что мы не одни во дворце — и вообще больше не хозяева дворца. В другом конце дворца уже собирался этот другой претендент на власть, Совет рабочих депутатов, спешно созванный партийными организациями, которые до тех пор воздерживались от возглавления революции...

И Таврический дворец к ночи превратился в укрепленный лагерь. Солдаты привезли с собой ящики пулеметных лент, ручных гранат; кажется, даже втащили и пушку. Когда где-то около дворца послышались выстрелы, часть солдат бросилась бежать, разбили окна в полуциркульном зале, стали выскакивать из окон в сад дворца. Потом, успокоившись, они расположились в помещениях дворца на ночевку. Появились радикальные барышни и начали угощать солдат чаем и бутербродами. Весь зал заседаний, хоры и соседние залы были наполнены солдатами. Потом в зале заседаний, вперемежку с солдатами, открылись заседания «Совета р. и с. депутатов». У него были свои заботы. Пока мы принимали меры к сохранению функционирования высших государственных учреждений, Совет укреплял свое положение в столице, разделив Петербург на районы. В каждом районе войска и заводы должны были выбрать своих представителей; назначены были «районные комиссары для установления народной власти в районах», и население приглашалось «организовать местные комитеты и взять в свои руки управление местными делами», Временный комитет Думы был оттеснен в далекий угол дворца, по соседству с кабинетом председателя».

Хрестоматия. 1914—1917. —  С. 35—39.

 

Продолжая изучение новой темы, можно поставить перед учащимися вопросы:

1. Что такое двоевластие?

В ходе революции сформировались два органа, ни один из которых не был готов в полной мере взять на себя ответственность за судьбу страны.

2. Какие два органа власти сформировались?

Временный комитет Государственной думы и Временный исполнительный Комитет Совета рабочих депутатов.

3. Почему оба органа назывались временными?

Комитет Госдумы должен был существовать до Учредительного собрания, Исполнительный комитет Совета  —  до выборов в Совет.

Первое заседание Петроградского Совета состоялось вечером 27 февраля. Там был избран постоянный исполком во главе с меньшевиком Н. С. Чхеидзе.

Можно зачитать выдержки из манифеста ЦК РКП(б):

«... Задача рабочего класса и революционной армии — создать Временное революционное правительство, которое должно встать во главе нового нарождающегося республиканского строя.

Временное революционное правительство должно взять на себя создание временных законов, защищающих все права и вольности народа, конфискацию монастырских, помещичьих, кабинетских и удельных земель и передать их народу, введение 8-часового рабочего дня и созыв Учредительного собрания на основе всеобщего, без различия пола, национальности и вероисповедания, прямого, равного избирательного права с тайной подачей голосов.

Немедленная и неотложная задача Временного революционного правительства — войти в сношения с пролетариатом воюющих стран для революционной борьбы народов всех стран против своих угнетателей и поработителей, против царских правительств и капиталистических клик и для немедленного прекращения кровавой человеческой бойни, которая навязана порабощенным народам».

Хрестоматия...*  — С. 51—52.

 

Далее можно предложить учащимся:

1. На основании объяснения на уроке, учебника и текста «Хрестоматии...» (с. 44—45) заполнить таблицу:

 

Вопросы для сравнения

Временный комитет Государственной думы

Временный Исполнительный комитет Совета рабочих и крестьянских депутатов

Временное правительство

Когда образовался

 

 

 

Кто входил

 

 

 

Какие программные требования выдвигал

 

 

 

 

2. Проанализировать документ «Хрестоматии...» (с. 43—44). Рассказать о взаимоотношениях двух органов власти.

Домашнее задание. 1. § 24. 2*. Подготовить устное сообщение об отречении Николая II.





загрузка...
загрузка...