загрузка...


Поурочные разработки к учебнику
«Россия в XX веке» 10-11 класс

10 КЛАСС

Раздел 1. Россия на пороге XX века

 

Урок 3. Колебания экономического развития России в начале XX в.

 

На уроке проводится закрепление пройденного, дается наглядное представление о колебаниях экономического развития России в начале XX в. и их причинах.

План урока. 1. Изучение нового материала. 2. Письменная самостоятельная работа. 3. Пояснения к домашнему заданию.

Пояснения к теме. Объясняя причины неравномерности экономического развития России с конца XIX в. до начала Первой мировой войны, следует, во-первых, еще раз напомнить учащимся об особенностях развития капитализма в России, во-вторых, кратко перечислить основные исторические события, которые влияли на экономическое развитие страны. Для большей наглядности можно воспользоваться статистическими материалами, приводимыми в монографии С. В. Воронковой «Российская промышленность начала XX века: источники и методы изучения» (М., 1996).

Выделяя этапы промышленного развития, можно обратить внимание на то, что кризис 1900—1903 гг. охватил не все отрасли — сокращение производства средств производства сопровождалось увеличением производства продуктов потребления. 1904—1908 гг. различные исследователи оценивают по-разному, но большинство склоняются к тому, что этот период не был самостоятельным экономическим циклом, а представлял собой чрезмерно затянувшуюся фазу выхода из кризиса и был, по сути дела, своеобразным продолжением кризиса 1899—1903 гг. Перелом наступил в 1909 г.

«Что касается промышленного подъема 1909—1913 гг., то он характеризуется таким образом: среднегодовой прирост промышленной продукции составлял 8,8% (в отраслях, производящих средства производства, — 13%, а товары широкого потребления  — 6,2%), удельный вес продукции тяжелой промышленности (группа А) превысил уровень 1900 г. Динамика развития отдельных отраслей производства... не всегда совпадала с общей тенденцией. Так, при росте промышленной продукции всего машиностроения на 50% сельскохозяйственное увеличилось на 55%, а транспортное неуклонно сокращалось. Бурный рост переживали цементная и кирпичная промышленность, меньше  — стекольная, массового спроса городских жителей (обувная, табачная, сахарная); несколько медленнее росло производство хлопчатобумажной промышленности».

Воронкова С. В. Указ. соч. — С. 43.

В качестве проверочной письменной работы можно предложить учащимся традиционную схему вопросов или тестов, например:

1. Почему спад производства 1900—1903 гг. охватил в первую очередь промышленность и железнодорожное строительство?

В 1899 г. западная экономика вступила в полосу кризиса. Сократились иностранные инвестиции и иностранные кредиты правительству, которые шли на оплату государственных заказов.

2. Какие отрасли промышленности наиболее активно развивались во время промышленного подъема 1909—1913 гг.?

Топливная, цветная и черная металлургия, машиностроение.

Что этому способствовало?

Военные заказы русского правительства.

3. Какие монополистические объединения характерны для российской экономики начала XX века?

Картели, синдикаты, затем  — тресты, концерны.

4. В чем причины аграрного кризиса накануне революции 1905—1907 гг.?

Малоземелье крестьян при сохранении помещичьей собственности на землю, сохранение выкупных платежей.

5. Сравните сословную, социальную и классовую структуру населения Российской империи в начале XX в.

Сословия: дворянство, купцы и духовенство, казаки, мещане, крестьяне. Социальная структура: высший государственно-бюрократический аппарат, генералитет, помещики, банкиры, крупные и средние предприниматели, архиереи церкви, академики, профессора; мелкие предприниматели, гражданская и военная интеллигенция, священнослужители, мелкие служащие государственных учреждений; крестьянство; пролетарское население; люмпенские элементы. Основные классы: буржуазия и пролетариат.

Можно также предложить учащимся условно-графически изобразить спады и подъемы экономического развития России в начале XX в., например с 1900 до 1913 г., и объяснить свой график.

Домашнее задание. 1. Самостоятельно прочитать § 4. 2*. Составить сообщение на тему «Приход к власти Николая II» или «Личность Николая II, его образование, характер, взгляды на власть».






загрузка...
загрузка...