загрузка...


Поурочные разработки к учебнику
«Россия в XX веке» 10-11 класс

10 КЛАСС

Раздел 2. В годы революции

 

Урок 13. Революция 1905—1907 гг.

 

На уроке проводится закрепление пройденною материала по теме «Революция 1905—1907 гг.».

План урока. 1. Контрольная работа на повторение. 2. Пояснения к домашнему заданию.

На усмотрение учителя контрольную работу можно провести в виде игры типа «брейн-ринг» или в традиционной форме письменного опроса. В первом случае довольно сложно оценить знания каждого из учащихся и задействовать весь класс, но состязательно-игровая форма может активизировать класс в целом и позволит повторить больший объем материала. Порядок вопросов предполагает свободное владение материалом и способность быстро переключаться. Кроме того, «брейн-ринг» позволит ввести дополнительный объем информации. Однако вопросы, предлагаемые для «брейн-ринга», больше подходят для гуманитарных классов с углубленным изучением истории. Во втором случае можно оценить знания каждого из учащихся, но придется ограничиться меньшим количеством вопросов и большей привязкой их к тексту учебника.

Примерные вопросы для письменной контрольной работы по теме «1905 год»:

1. Какую организацию возглавлял Г. Гапон?

«Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга». Устав организации был утвержден в феврале 1904 г. К началу 1905 г. в Петербурге насчитывалось 11 районных отделений этой организации. В нее входило более 10 тыс. человек.

2. Какое событие считается началом революции 1905 г.? Каковы были требования рабочих?

Шествие 9 января 1905 г. Передача земли народу и отмена выкупных платежей, отмена косвенных налогов и замена их прямым прогрессивным подоходным налогом, исполнение заказов военного и морского ведомств в России, а не за границей, прекращение войны по воле народа, политическая амнистия, свобода личности, слова, печати, собраний, потребительно-производственных и профессиональных союзов, совести в деле религии, борьба труда с капиталом, всеобщее и обязательное народное образование за государственный счет, ответственность министров перед народом и гарантии законности управления, равенство всех перед законом, отделение церкви от государства, отмена института фабричных инспекторов, учреждение при заводах и фабриках постоянных комиссий выборных рабочих, которые совместно с администрацией разбирали бы все претензии отдельных рабочих, 8-часовой рабочий день и нормировки сверхурочных работ, нормальная заработная плата, участие представителей рабочих в выработке законопроектов о государственном страховании рабочих.

3. Какое событие считается высшей точкой революции 1905 г.?

Всероссийская политическая забастовка. 6 октября забастовали рабочие и служащие Московско-Казанской железной дороги. 15 октября стачка стала Всероссийской. Требования стачечников были: 8-часовой рабочий день, демократические свободы, Учредительное собрание. Забастовка охватила более 120 городов. В ходе стачки активно создавались Советы (55). В том числе был создан и Петербургский Совет.

4. Какие партии оформились сразу после принятия Манифеста 17 октября 1905 г.? Кто были их лидеры и каковы программы?

12—18 декабря прошел учредительный съезд конституционно-демократической партии (кадеты). Лидером партии стал П. Н. Милюков. Партия, объединявшая представителей интеллигенции, помещиков, буржуазии, военных и чиновников, выступала за принудительное отчуждение помещичьих земель за выкуп, однако только той части, которую помещики не обрабатывали сами, а сдавали в аренду, введение 8-часового рабочего дня, но лишь там, где это возможно, установление свободы личности, слова, собраний и др. Ими ставился вопрос о форме государственного управления. В принципе они готовы были принять конституционную монархию.

Оформилась также партия Союз 17 октября (октябристы), лидером которой стал А. И. Гучков. Партия боролась за прекращение революции и основные надежды возлагала на Думу.

Тогда же оформилось и несколько черносотенных организаций (Союз русского народа, Русский народный союз имени Михаила Архангела и др.). Эти организации активно выступали против революции, за сохранение монархии, основную опасность для которой видели в революционной интеллигенции и «инородцах».

5. Кто готовил восстание в Москве и, по сути дела, стал его лидером? Когда началось восстание? В чем причина неудачи восстания?

Совет рабочих депутатов во главе с большевиками В. А. Шанцером, М. И. Васильевым-Южиным. 6 декабря Советом было принято воззвание, призывающее начать всеобщую забастовку в городе, с тем чтобы перевести ее в вооруженное восстание. План восстания не был разработан, восставшие были не организованы и избрали оборонительную тактику.

Домашнее задание. § 13.






загрузка...
загрузка...
загрузка...