загрузка...


Поурочные разработки к учебнику
«Россия в XX веке» 10-11 класс

10 КЛАСС

Раздел 2. В годы революции

 

Урок 10. Революция 1905—1907 гг.

 

На уроке вводится общая тема «Революция 1905—1907 гг.». Ее изучение рассчитано на 3 урока. На первом уроке дается представление о предпосылках и начале революции.

План урока. 1. Беседа с учащимися для введения нового материала. 2. Объяснение нового материала. 3. Опрос для закрепления нового материала. 4. Пояснения к домашнему заданию.

Пояснения к теме. Исходя из того, что § 10 был задан для самостоятельного ознакомления на дом, начать урок можно со следующих вопросов:

1. Что такое «новый курс»? Когда о нем заговорили?

В конце 1904 г. Проведение «нового курса» связывается с назначением на пост министра внутренних дел П. Д. Святополк-Мирского. В декабре 1904 г. Святополк-Мирский передал Николаю II доклад о политической обстановке в стране и проект указа о введении «различных вольностей» и «привлечении в Государственный совет выборных от земств». Для обсуждения проекта было созвано особое совещание министров. Предполагалось также уравнять крестьян в правах с другими сословиями, ввести государственное страхование рабочих. Несколько смягчились цензура в отношении либеральной печати и контроль за деятельностью земств. Но в целом сам Николай II ясно давал почувствовать свое отрицательное отношение к «новому курсу».

2. Объясните, что такое «кризис верхов». Докажите, что он имел место в России.

«Верхи не могут управлять по-старому». «Новый курс» свидетельствовал не только о распространении либеральных реформаторских настроений в обществе, но и об отсутствии единства в правящей верхушке.

3. Расскажите о забастовке на Путиловском заводе. Какую роль в этих событиях сыграл Гапон? Можно заслушать устное сообщение о Гапоне.

4. Какие требования вошли в петицию, которую рабочие собирались передать царю?

Получив ответы учащихся, можно зачитать текст петиции.

«I. Меры против нищеты народной: 1) Передача земли народу и отмена выкупных платежей; дешевый кредит. 2) Отмена косвенных налогов и замена их прямым прогрессивным подоходным налогом. 3) Исполнение заказов военного и морского ведомств должно быть в России, а не за границей. 4) Прекращение войны по воле народа. II. Меры против невежества и бесправия русского народа: 1) Немедленное возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки. 2) Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, собраний, совести в деле религии. 3) Всеобщее и обязательное народное образование на государственный счет. 4) Ответственность министров перед народом и гарантия законности управления. 5) Равенство перед законом всех без исключения. 6) Отделение церкви от государства. III. Меры против гнета капитала над трудом: 1) Отмена института фабричных инспекторов. 2) Учреждение при заводах и фабриках постоянных комиссий выборных рабочих, которые совместно с администрацией разбирали бы все претензии отдельных рабочих. Увольнение рабочего не может состояться иначе, как по постановлению этой комиссии. 3) Свобода потребительно-производительных и профессиональных союзов немедленно. 4) 8-часовой рабочий день и нормировка сверхурочных работ. 5) Свобода борьбы труда с капиталом немедленно. 6) Нормальная рабочая плата немедленно. 7) Непременное участие представителей рабочих классов в выработке законопроектов о государственном страховании немедленно».

Обнинский В. П. Последний самодержец. Очерк жизни и царствования императора России Николая II. — М., 1992. — С. 259.

Какие из этих требований являются экономическими, а какие  —  политическими?

5. Как отнеслись различные общественные группы к известию о готовящемся шествии?

8 января делегация публицистов, писателей и общественных деятелей отправилась к министру внутренних дел Святополк-Мирскому, надеясь предотвратить кровопролитие. Но министр делегацию не принял.

Тогда же Г. А. Гапон послал министру внутренних дел копию петиции и письмо.

Далее можно рассказать о военных приготовлениях в Петербурге и собственно о событиях 9 января на площади перед Зимним дворцом. Это можно предложить учащимся в качестве домашнего задания.

Домашнее задание. 1. § 11. 2. Ответить на вопрос 2 к параграфу. 3*. Прочитать очерк М. Горького «9 января». Составить собственный рассказ о событиях. 4*. Подготовить сообщение о восстании на броненосце «Потемкин».






загрузка...
загрузка...
загрузка...