загрузка...

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ 10 КЛАСС
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

Раздел II. МИР ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1918—1939 гг.)

 

§ 5. Установление тоталитарного режима в СССР

 

Цель урока: обратить внимание учащихся на установление власти большевиков, на содержание и значение первых декретов Советской власти. Ознакомить с ходом гражданской войны и интервенции, образованием СССР, “восточным вопросом”, новой экономической политикой, сталинской индустриализацией и коллективизацией и их последствиями, массовыми репрессиями и судьбами репрессированных, успехами советской внешней политики и дипломатии. Научить различать политические режимы, самостоятельно анализировать текст учебника и развивать эти навыки.

Ход урока: вводное слово учителя. Проводится самостоятельная работа с текстом учебника по пройденному уроку.

Оборудование урока: карта “Советская Россия в годы гражданской войны и иностранной интервенции в 1918— 1920 гг.”, портреты, схемы, таблицы.

Рекомендуются два способа проведения урока.

Первая методика: лекция, доклад, беседа, использование карты и таблиц. Познакомить учащихся с политическими деятелями того периода, продемонстрировать их портреты, использовать рисунки, рассказать о их роли. Прочитать о периоде гражданской войны в учебнике и дать характеристику каждого ее периода.

Учитель излагает материал о военных событиях на фронтах, ученики на основе его лекции заполняют таблицу. Понятие гражданская война раскрывается по ходу урока.

 

Таблица 12

 

Гражданская война и иностранная интервенция

 

Военные формирования против советской власти

Направления военных действий

Главнокомандующие фронтов советской власти

Германские войска

18 февраля 1918 г., Балтика

Северо-Западный Балтийский флот, части Красной армии

Германо-венгерские войска

Запад, юго-запад, Бессарабия, 1918 г., весна

Н. Щорс., Г. Котовский, М. Тухачевский

Англо-японские войска

Владивосток, Дальний Восток

Тихоокеанский флот, партизанские соединения

Чехословацкий корпус

Сибирь, Урал, 1918 г.

М. В. Фрунзе, В. И. Чапаев, С. С. Каменев

Армия Колчака

Сибирь, Урал, 1919 г.

А. И. Егоров, С. М. Буденный, М. В. Фрунзе, Т. К. Орджоникидзе

Армия Деникина

Украина, Кубань

Северо-Западный Балтийский флот, части Красной армии

Армия Врангеля

Крым, Перекоп, Чунгар

М. В. Фрунзе, В. И. Чапаев, С. Г. Каменев

Англо-американские войска

Мурманск, Архангельск

Члены революционного комитета — И. В. Сталин

Войска атамана Дутова

Урал, Новолысье, Казахстан, Средняя Азия

Т. К. Орджоникидзе, М. В. Фрунзе, К. Е. Ворошилов

 

Учитель, используя карту, дает обзор гражданской войны и иностранной интервенции, раскрывает понятия военный коммунизм и новая экономическая политика или дает учащимся прочитать по книге. На доске пишутся вопросы, ученики дают на них ответы.

Вопросы:

1. Когда была введена политика военного коммунизма? Ее цель.

2. Когда была принята новая экономическая политика? Ее цель.

3. Каково отношение руководства к промышленности?

4. Каково положение в сельском хозяйстве?

Итоги ответов можно оформить в виде таблицы.

 

Таблица 13

 

 вопроса

Военный коммунизм

Новая экономическая политика

1

1918 г. — все силы брошены на врага, руководство из единого центра

1921 г., март — поиск выхода из кризиса и голода. Восстановление промышленности

2

1920 г. — обязательная трудовая повинность, Декреты Совета Народных Комиссаров

Наемный труд. Ликвидация трудовой повинности. Замена продразверстки продналогом

3

Налоговая политика

Плата по труду

4

Вместо заработной платы продуктовые карточки

Введение коммунального товарно-денежного оборота

5

Отмена всяких коммунальных платежей, бесплатный проезд на транспорте

Концессия мелкой и средней промышленности. Привлечение иностранных инвесторов

6

Национализация промышленности, монополия государства на все

Денежная реформа. Учет хозяйствования

7

2 декабря 1918 г. — роспуск комитетов бедноты.

11 января 1919 г. — введение продразверстки, продовольственная диктатура: с бедных — ничего, с середняков — немного, с богатых — все

Собственность, торговля преимущественно в руках государства. Конкретный налог. Частью продукции крестьянин мог распоряжаться сам. Увеличение посевных площадей. Объем налога назначался по количеству людей и скота

 

Выводы. Политика военного коммунизма послужила поводом к становлению командно-административной системы правления. Начался экономический кризис. Прервалась связь между городом и деревней. Царили голод и разруха. Нарастало недовольство народа советской властью.

Отмена политики военного коммунизма и введение нэпа дали дорогу развитию торговли, увеличению продукции сельского хозяйства, промышленность постепенно восстанавливалась. Возрос трудовой энтузиазм. Однако рост цен снижал постепенно уровень жизни.

Данную таблицу можно начертить на доске, новостройки показать на карте.

 

Таблица 14

 

Плановая экономика

 

Пятилетки

Продукция промышленности

Первая пятилетка (1928—1932 гг.)

Вторая пятилетка (1933—1937 гг.)

Третья пятилетка (1938—1942 гг.)

Тяжелая промышленность возросла в 2,8, машиностроение — в 4 раза. Продукция, промышленность в целом — в 2,2 раза, по сравнению с 1928 г. — в 4,5 раза. 80% продукции промышленности дали новые предприятия, развернулось стахановское движение, стахановцы подняли норму выработки с 7 т до 102 т. Зарплата выросла с 700 до 2000 руб.

 

Учитель может лишь напомнить ученикам о партии “Алаш” и автономии, ее правительстве “Алаш Орда”, т. е. подробно об этом говорится в курсе истории Казахстана.

Одна из важных проблем, на которую надо обратить внимание учащихся, — это политика индустриализации и коллективизации, также сталинская политика массовых репрессий. Для усвоения учащимися этих вопросов предлагаем следующие методы: лекция, лабораторная работа, запись в тетради основных событий под руководством учителя.

Учитель в вводном слове останавливается на целях и задачах коллективизации и индустриализации.

Лекция. XIV съезд партии в 1925 г. рассмотрел самую главную задачу советской власти — развитие экономики — и определил основные направления преодоления технико-экономической отсталости страны, достижение экономической самостоятельности, построение мощной оборонной промышленности, заложение основы энергетической, металлургической, химической, машиностроительной промышленности. Индустриализация требовала огромных затрат. Если капиталистические государства нужные средства снимали за счет жестокой эксплуатации своих колоний, то Советское государство увидело источник “во внутренней эксплуатации” трудящихся, через пятилетние планы (учитель пишет на доске годы первых советских пятилеток): 1928—1932, 1933—1937, 1938—1942 гг. Учитель задает вопросы: “Почему Советское государство отказалось от нэпа и перешло к политике индустриализации и коллективизации?”; “Как вы думаете, достигло ли советское правительство намеченных целей через индустриализацию и коллективизацию?” Ответы можно заслушать либо в конце лекции, либо при повторении урока.

На доске можно написать сведения по выполнению пятилетних планов в виде таблицы и одновременно показывать на карте стройки пятилеток.

Советское государство в конце 30-х годов по объему промышленной продукции вышло на второе место в мире. В связи с этим учитель задает вопросы: “На какие жертвы пошло Советское государство, чтобы достичь этого?”; “Почему, несмотря на достижения в развитии промышленности, уровень жизни населения оставался низким?”

Продолжая лекцию, учитель говорит о статье И. В. Сталина “Великий поворот”, напечатанной в газете “Правда” 7 ноября 1929 г., и поясняет, что коллективизация в официальных документах рассматривается как социалистическое строительство в деревне. Ученики, используя дополнительные источники, указывают на этапы коллективизации и дают характеристику методов коллективизации, раскулачивания. Учитель указывает на то, что материалы по данной кампании в нашей республике можно найти в “Истории Казахстана”.

О периоде репрессий можно заслушать рефераты, показать портреты известных деятелей СССР, ставших жертвами этой политики. Необходимо уяснить причину.

Далее учитель пишет на доске годы установления дипломатических отношений СССР с другими государствами, рассказывает о внешней политике СССР в 20-х —30-х годах, показывает на карте эти государства.

Новые понятия, использованные на уроке, учитель записывает на доске, учащиеся переписывают их в тетрадь. В конце урока дается домашнее задание: 1) прочитать § 5, закончить таблицу; 2) подготовить ответы об основных направлениях Антанты.






загрузка...
загрузка...