загрузка...


ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ 10 КЛАСС
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

Раздел VIII. МИР В КОНЦЕ ХХ — НАЧАЛЕ ХХI в.

 

§ 32. Культура ХХ в.

 

Цель урока: показать влияние общественного сознания на развитие культуры в начале ХХ в., объяснить общие закономерности развития и исторических процессов; сформировать представления о роли искусства, литературы, науки и их достижениях, о новых отраслях науки, используя знания, полученные учащимися по предметам; научить давать оценку вклада известных деятелей культуры в развитие мировой культуры.

Культура является движущей силой и результатом развития общества.

Ход урока: по ходу урока можно использовать метод постановки проблемных вопросов, заслушать краткие сообщения учеников или провести беседу либо дискуссию.

Учитель использует различные иллюстрации, картины, таблицы, карту-атлас (с. 22, 28).

На повторение пройденной темы, выделив несколько минут, учитель предлагает ученикам следующие вопросы и задания:

1. Назовите и покажите на карте страны Юго-Восточной Азии (атлас “Всемирная история”, с. 22, 28).

2. Расскажите о борьбе вьетнамского народа против агрессии США. Каких результатов они достигли?

3. Что вы знаете об Индонезии?

4. Назовите четырех “тигров” Юго-Восточной Азии. Используйте материал пройденных тем. Что вы знаете сами?

Заслушав ответы учащихся, поправив и дополнив их, учитель делает выводы.

На изложение новой темы дается 25 мин.

Вопросы

1. Поворот в сознании общества в начале ХХ в.

2. Изменения в развитии искусства.

3. Модернизм в литературе.

4. Новости науки.

5. Роль и значение советской культуры в развитии мировой цивилизации.

6. Причины появления массовой культуры.

Тему можно начать с объяснения понятия “культура”. Более полное толкование явления “культура” рассматривается по предмету “Человек и общество”.

Учитель дает слова, раскрывающие смысл понятия “культура”:

1) воспитание;

2) образование;

3) искусство.

1. Перед объяснением первого вопроса учитель спрашивает: Что означает “общественное сознание”? Ученики могут вспомнить знания по предмету “Человек и общество”. Указывается, что научно-технические достижения в начале ХХ в., революционные перевороты способствовали изменению сознания общества. В связи с этим спрашивается: Как понимают ученики такие проявления человеческих чувств, как оптимизм, пессимизм, иррационализм? Объяснение дается в объеме учебника, приводится также психологическая трактовка. На доске пишутся фамилии известных ученых — психологов и физиков и рассказывается о них. Одна из основ психологии — прогнозирование. Можно провести небольшую беседу по этой теме и обсудить вопросы: Что такое “сон”? Можно ли его объяснить? Как разгадывали сны казахи? Связаны ли сны с проявлениями психических болезней? Ответы на эти вопросы дал известный австралийский ученый-психиатр З. Фрейд. Суть его теории — он нашел путь лечения психических болезней.

Психологический анализ появился в результате исследования истоков зарождения философии, истории, религии и культуры, положив начало развитию новой отрасли знаний.

Рассказывая далее о достижениях науки ХХ в., учитель спрашивает, знают ли учащиеся что-нибудь о квантовой теории Макса Планка? — Где используется теория относительности А. Эйнштейна? Такие вопросы способствуют установлению межпредметных связей.

В начале XIX—ХХ вв. было сделано много открытий в области физики. Теория относительности А. Эйнштейна расширила понятие слов “пространство”, “время”, “движение” и подняла знания человечества на новую ступень.

Достижения в области физики и математики открыли дорогу новым исследованиям в развитии электронно-вычислительной техники. Были заложены основы генетики — науки о наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими.

В начале ХХ в., как известно, интеллигенции был свойствен пессимизм. В связи с этим предлагается обсудить переменчивость чувственных настроений человека, понятия “оптимизм”, “пессимизм”, “иррационализм”.

2. Изменения в области искусства рассматриваются в трех направлениях.

2.1. Учитель дает задание — определить виды искусства и записать в тетрадь. По вопросу составить таблицу.

2.2. Прочитав учебник, ученики делают выводы с помощью учителя. Используя учебник, они находят толкование понятий “постимпрессионизм”, “реализм”, “сюрреализм”, “кубизм”, “авангардизм”, “абстракционизм”, записывают в тетрадь и называют представителей этих течений. Могут зачитать заранее подготовленные сообщения и обсудить их.

2.3. Учитель может рассказать о жизни и творчестве основателя кубизма П. Пикассо, об абстракционизме В. Кандинского, сюрреализме С. Дали.

 

Таблица 51

 

Развитие науки в ХХ в.

 

Новые направления в искусстве

Представители

Произведения

Значение произведений

 

 

 

 

 

2.4. Краткая лекция учителя. Новое направление авангардизма в XIX в. — постимпрессионизм. Его цель — повлиять на чувства человека. Представители этого направления использовали яркие краски и особую манеру исполнения, передавая не только тона, но и полутона, используя различные материалы — бумагу, ткань. Его основоположник — Поль Седани (1839—1906 гг.). Постимпрессионизмом назвали то, что может оказать влияние на человека больше, чем природа. Он открыл дорогу модернизму. “Модернизм” означает в переводе с французского “новое”, “современное”. Особенно он проявился в архитектуре, театральном искусстве, в оформлении сцены, декорациях, костюмах и игре актеров, в музыкальном оформлении пьес. Его отличительная черта — показать внутренний мир человека, душевные переживания. Таким образом, авангардизм и модернизм — продолжение постимпрессионизма.

На развитие авангардизма большое влияние оказал кубизм. К представителям кубизма относятся П. Пикассо (1881—1973 гг.), А. Матисс (1881—1975 гг.). Учитель особо останавливается на творчестве П. Пикассо и дает задание — указать особенности его произведений. Демонстрируются картины — “Скрипка”, “Герника”; картины Матисса — “Танец”, “Красные рыбы” и др. В картине Матисса “Танец” показаны три основы мироздания — Небо, Земля, Люди. Они даны в трех цветах — синем, зеленом, оранжевом.

Картина Пикассо “Герника” изображает трагедию города, который разбомбили фашисты. Картина в 1937 г. была выставлена на всемирной выставке. Она является символом угрозы фашизма. По вопросу о представителях абстракционизма, сюрреализма ученики получают домашнее задание.

3. О модернизме в литературе учитель рассказывает, что литература отличается от других видов искусства. Она тесно связана с жизнью и помогает человеку понять жизнь и среду, в которой он живет. Литература повествует и о прошлом, и может изобразить будущее. В 20—30-х годах в литературе под влиянием Первой мировой войны, революций, войн сложилось направление, названное “декаданс”, оно символизировало кризис в культуре, опасность проявления фашизма, тоталитаризма и возникновения новой мировой войны. Для привлечения внимания учащихся к теме учитель задает вопросы:

— Как вы думаете, какие события оказали влияние на развитие литературы? Что такое “новое направление” в литературе? Отличаются ли новые направления в литературе от новых течений в искусстве?

Ученики могут прочитать о Франце Кафке и Марселе Прусте из учебника, также использовать дополнительные источники; рассказать об их творчестве, прочитать выдержки из их произведений. По материалам лекции предусматривается заполнение таблицы:

 

Таблица 52

 

Новые направления в литературе

 

Основные направления

Представители

Основные произведения

 

 

 

 

Можно прочитать отрывок о бразильском писателе Жоржи Амаду, который родился 10 августа 1912 г. в г. Байя. Его родной штат — родина какао, 90% всего продукта выращивается здесь. Его юность была тяжелой, завистники избили до полусмерти его отца Жуана Амаду. Им была нужна их земля. Семья всегда держала при себе оружие. Природа также проявила жестокость — наводнение смыло плантацию. Семья была вынуждена уехать и в г. Ильеусе, очистив новый участок от леса, заново засеяла какао. Жоржи с детства познал “горький” вкус какао. Он автор таких известных произведений, как “Жубиаба”, “Какао”, “Мертвое море”, романов: “Город Ильеус”, “Возвращение блудной дочери” и др. Его творчество высоко оценили, и он стал лауреатом Международной Ленинской премии СССР. Его произведения переведены на многие языки мира, в том числе на русский. Впервые на русском языке его книги вышли в 1961 г. Его супруга — Зелия Гаттан де Амаду. Она написала известное произведение “Дорожная шляпа”.

Вопрос для обсуждения отрывков из произведений писателей.

— Какой урок можно извлечь из жизни и деятельности Ж. Амаду?

Лауреат Нобелевской премии французский писатель Р. Роллан написал произведение о жизни и творчестве великих художников и музыкантов. В сборник вошли работы о Л. Бетховене, Микеланджело, Л. Н. Толстом и др. В его многотомных произведениях “Героические жизни” и “Жан- Кристоф” описываются психология творчества, трудности жизни художников и их внутренний мир.

Произведение лауреата Нобелевской премии английского драматурга Б. Шоу “Пигмалион” было поставлено во всех ведущих театрах мира. Другой лауреат Нобелевской премии норвежский драматург Г. Ибсен в своем творчестве созвучен с творчеством русского писателя А. П. Чехова и поднимает в своих драмах проблемные вопросы.

Пессимистически написаны произведения немецкого писателя Т. Манна “Будденброки”, “Смерть в Венеции”. Представитель реалистического направления Т. Драйзер описал американское общество в “Американской трагедии”, Д. Синклер написал книги “Джунгли”, “Железный каблук”, Ф. Норрис — “Спрут”.

Открытие атомной энергии, полет Ю. Гагарина в космос и начало освоения космического пространства, появление компьютера в 1976 г. рассматриваются методом вопросов- ответов.

— Что вы знаете о полете Ю. Гагарина в космос?

— Кто и в какой стране создал компьютер?

— Какое влияние оказало развитие науки на организацию труда и повышение его эффективности? Что такое “миниэлектроника”?

Предлагается заполнить таблицу 53.

 

Таблица 53

 

Государства

Представители

Отрывки из любых произведений (по желанию учеников)

Европа

 

 

Азия

 

 

Африка

 

 

Латинская Америка

 

 

СССР

 

 

 

Для заполнения используется учебник. Подбор фрагментов из произведений писателей — задание на дом.

Учитель спрашивает у учеников: какие звуковые фильмы советского кино они смотрели? Например, “Чапаев”, “Щорс”, “Александр Невский”, “Человек с ружьем”, “Суворов” и др.

Какие темы они поднимают? Можете ли вы рассказать об актерах, сыгравших в них, об их игре? При наличии киноаппарата можно показать отрывки из этих фильмов.

К массовой культуре относятся газеты, журналы, телевидение. Учитель может спросить о современных СМИ. По вопросу о создании радио учитель может рассказать забавный случай и задать вопросы: Какое было первое радио? В чем значение распространения радио?






загрузка...
загрузка...