загрузка...


ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ 10 КЛАСС
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

Раздел VII. СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ (1945—2009 гг.)

 

§ 24. Крах колониализма

 

Цель урока: объяснить суть начавшейся в середине ХХ в. борьбы за национальное и социальное неравенство в мире, рассмотреть наиболее важные поворотные моменты и их результаты. Рассказать о политических деятелях, возглавивших освободительную борьбу за независимость, дать их характеристику.

Базовые знания: обратить внимание на то, что стремление к свободе и независимости является основной движущей силой общества.

Наглядные пособия: технические средства (кодоскоп, аудиокассеты), картины, рисунки, альбом, буклеты, карта.

Вид урока: игра “Поле чудес”. Можно также провести игру “Что? Где? Когда?” Урок можно провести методом беседы или конкурса.

Ученикам объясняются правила игры. Заслушав ответы учеников, некоторым из них даются карточки-задания.

В ходе подготовки:

1) уточняются цели урока и даются направления;

2) уточняется время и объясняются правила игры;

3) указываются роли учеников и даются пояснения;

4) указывается задача учителя в организации игры;

5) указывается необходимость подведения итогов игры.

Ведущий игры знакомит с темой, ее основными проблемами. Государства Африки делятся на северные, западные, восточные и центральные (тропический юг). К восточным и западным относятся 13 государств, к южным и центральным — 10 государств, к северным — 6 государств, всего 52 государства.

За ходом игры следит группа аналитиков, ответы оцениваются по пятибалльной системе.

Из числа учеников создаются две команды, в каждой шесть членов, один из них — капитан. Ведущим игры назначается красноречивый, активный, с бурной фантазией ученик.

Подготовка к игре.

Необходим стол диаметром 90 см. Он покрывается ватманом, на котором начерчены 12 секторов (желтого и синего цвета). Каждому сектору определено по два вопроса, обозначен музыкальный знак, имеются шесть конвертов (3 желтых, 3 синих), на которых написаны вопросы для другой команды. Посредине стола устанавливается юла со стрелкой. На какой сектор укажет стрелка, на вопрос того сектора необходимо ответить. Одежда команд должна соответствовать названию. Если выпадает музыкальный сектор, то в соответствии с цветом команда отвечает на вопрос противоположного сектора. Вопросы секторов могут быть об африканских странах, их политических деятелях, искусстве, архитектуре, литературе, науке. Можно рассказать интересную историю (1—2 мин) или исполнить национальный танец. Команде могут помочь болельщики. Ученики дают ответ, пользуясь заранее заготовленными картинками и иллюстрациями.

1) В конвертах пишутся вопросы командам-соперникам.

2) Если стрелка остановится на секторе со знаком вопроса, то команда соответствующего цвета ставит вопрос соперникам.

3) Если стрелка выпадает на музыкальный знак, то команда соответствующего цвета исполняет музыкальный номер или рассказывает о культуре определенной страны.

4) Если стрелка останавливается на секторе с указанием очков, то команда записывает себе эти очки в соответствии с цветом.

 

 

В конце урока команды в соответствии со своими показанными знаниями получают оценки: синий, желтый, конверт, 5 баллов.

Цель урока: показать причины краха колониальной системы; прививать навыки работы с историческими и географическими картами.

Содержание урока: пути развития государств, получивших независимость. Традиционные пути развития и проблемы цивилизации.

Формы проведения урока: лекция; дискуссия; групповая; лабораторная работа.

Учитель дает характеристику периодов национально-освободительного движения.

В начале ХХ в. в мире было 55 независимых государств. Остальные страны были колониями таких государств, как Великобритания, Франция, Германия, США, Португалия, Испания, Нидерланды, Россия.

Национально-освободительная борьба народов против колониализма делится на несколько этапов.

На первом этапе, с начала ХХ в. по 1917 г., независимость завоевали лишь несколько государств. Среди них Финляндия, Польша; суверенитет формально сохранили Иран, Эфиопия, Афганистан, Китай. Ряд британских колоний завоевали себе право доминиона — это Австралия, Канада, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз.

Второй период — 1917—1945 гг. После Первой мировой войны Российская, Австро-Венгерская, Германская, Османская империи перестали существовать. Их колонии получили свободу. Учитель просит показать их на карте и назвать.

Дальше, продолжая рассказ, он говорит, что к началу Второй мировой войны число независимых стран достигло 71. Некоторые получили мандаты Франции и Англии. Это была причина, чтобы привязать зависимые страны к себе. Среди таких стран, формально получивших свободу от своих метрополий, — Сирия, Ливия, Египет, Того, Камерун, Иран, Палестина и др.

Третий период — 1945—1985 гг. Тенденции распада колониализма очень четко проявились в Азии. Учитель просит найти на карте страны, получившие независимость. 1960 г. ознаменовался как Год Африки. 17 стран континента получили независимость. Учитель пишет названия этих государств на доске.

Четвертый период: с 1985 г. по настоящее время.

Сегодня в мире 113 независимых государств. После распада социалистической системы и СССР произошел ряд изменений на карте мира. Все союзные республики СССР стали самостоятельными. Произошел распад Югославии и Чехословакии на независимые государства, а Вьетнам (Северный и Южный) и Германия (ФРГ и ГДР) объединились.

Ватикан и Швейцария не входят в ООН. В мире еще около 40 зависимых стран. Например, Гибралтар подчиняется Британии, Камерун — Франции, Пуэрто-Рико — США.

О странах “третьего мира” можно провести дискуссию и предложить следующие вопросы:

1. В чем сложность борьбы за независимость?

2. Почему эти страны развиваются по-разному?

3. Разделите их на четыре группы и определите их особенности.

Назовите страны ОПЕК. Расскажите, что вы знаете об их политике, целях, особенностях.

Лабораторная работа. Класс делится на пять групп, им дается задание заполнить данную таблицу.

 

Таблица 45

 

Африканские государства, получившие независимость.

Государства Северной Африки

 

Страны

Годы получения независимости

Система управления государством

Мавритания

Западная Сахара

Марокко

Алжир

Ливия

Тунис

Египет

28 ноября 1960 г.

1976 г.

1956 г.

Июль 1962 г.

1954 г.

1956 г.

1952 г.

Исламская республика

Демократическая республика

Конституционная монархия

Демократическая республика

Парламентская республика

Президентская республика

Президентская республика

 

По этому образцу каждая группа по своему желанию заполняет таблицу по одному из регионов Африки. Заполнение таблицы закончить дома.






загрузка...
загрузка...