загрузка...


ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ 10 КЛАСС
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

Раздел I. МИР НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

 

§ 2. Международные отношения в начале XX в. Первая мировая война

 

Цель урока: объяснить причины и характер войны, стратегию и тактику военных действий.

Базовые знания: дать четкую картину опасности войны для человечества. С помощью конкретных фактов, доказательств и наглядных пособий показать, что решающую роль в войне играет военная техника. Война бывает справедливой и несправедливой. Раны, нанесенные войной, никогда не заживают. Особо следует указать, что война не может быть главным средством решения противоречий.

Ход урока: учитель может предложить учащимся выступления в виде докладов или сообщений, заранее подготовленные отдельными учениками. Продолжить урок можно работая с учебником, картой, таблицами, картинами, используя технические средства.

К концу урока учитель дает информацию по домашнему заданию; если урок усвоен хорошо, то, 2—3-мя вопросами повторив тему, можно закончить урок. Необходимо обратить внимание на то, как усвоены новые термины.

Основное содержание урока: причины войны, характер, цель, начало и окончание войны.

Учитель предлагает вниманию учащихся таблицу о Балканских войнах и делает выводы.

Учитель предлагает показать на карте территории, распределенные между воевавшими государствами, по итогам Бухарестского договора.

Почему Балканские войны стали “пороховой бочкой” Европы? Назовите причину. Можно ли рассматривать Балканы одной из причин Первой мировой войны? Задав этот вопрос, учитель продолжает урок.

1. Балканские войны.

2. Создание военно-политического союза крупнейших держав. Главные причины создания Тройственного союза и Антанты.

 

Таблица 3

 

Балканские войны

 

Балканские войны

Военные действия

Итоги и последствия

Первая Балканская война

Октябрь 1912 г.

Усиление Сербии. Влияние Турции и Австро-Венгрии ослабло

Вторая Балканская война

Июнь 1913 г.

Болгария проиграла, заключила договор с Турцией. Россия поддержала Болгарию

 

3. Причины Первой мировой войны, характер, цель, начало войны.

4. Вступление в войну США.

5. Особенности военных действий 1914—1915 гг.

6. Особенности военных действий 1916 г.

7. Военные действия 1917—1918 гг., окончание войны.

Учитель в ходе беседы, используя метод вопросов-ответов, акцентирует внимание на том, что ухудшение международного положения в 80-х — 90-х годах XIX в. привело к созданию двух военных союзов.

Учитель подчеркивает, что, если в 1916 г. “Союз трех императоров” был направлен против Англии, то в 1882 г. он был против Франции.

С ухудшением международного положения в начале XX в. были созданы два военных союза. Учитель чертит таблицу и предлагает ее заполнить.

 

Таблица 5

 

 

Рассматривая осложнения отношений между Францией и Пруссией после войны 1870—1871 гг., учитель задает вопрос: “Почему Балканы оказались центром международного конфликта?” Необходимо остановиться на трагедии Боснии 1908—1909 гг. Далее следуют вопросы: “Почему изменились отношения между Россией и Австро-Венгрией?”, “С какой целью Россия вмешалась в балканскую политику?”, “Какую роль играла Россия в Балканских войнах?”, которые надо разобрать.

Если учитель считает, что причины Первой мировой войны в достаточной мере раскрыты, то он, используя материал учебника, может задать вопросы или организовать работу с текстом о причине для объявления войны.

В качестве дополнительного задания учащимся рекомендуется заполнить таблицу о военных действиях 1914—1915 гг.

Необходимо показать, что война переросла в мировую. Указать на крах военного плана германского командования. Далее рассмотреть сражение на Марне и военные действия русской армии на Восточном фронте в 1915 г., а также причины их неудач. Рассказать о превращении войны из “наступательной” в “оборонительную”. Рассмотреть наступательные операции русских войск в 1916 г. на Восточном фронте. Итоги военной кампании 1914—1915 гг. ученики в краткой форме записывают в тетради.

 

Таблица 6

 

Итоги военной кампании 1914—1915 гг.

 

Антанта

Тройственный союз

1. Промышленность еще не была перестроена на военный лад

1. Улучшение работы Нильского канала

2. Отсутствие укреплений на границе Бельгии и Франции

2. Усиление дальнобойности немецкой артиллерии. Выпуск новых видов пушек заводом Круппа

3. Недостаточная подготовленность сухопутных войск

3. Подготовка Германии к “наступательной” войне

4. Достаточно высокий уровень подготовки военно-морского флота

4. Превосходство в численности немецкой армии. Наращивание военной мощи Австро-Венгрии

 

Задача учителя — способствовать глубокому усвоению учащимися знаний об исторических событиях и процессах; образно излагая тему, заинтересовать их предметом.

По ходу изложения темы учителем ученики продолжают заполнять таблицу. Неудачи России на фронте вынудили ее оставить Галицию, часть Латвии и Белоруссии. Результатом военной кампании 1915 г. стало присоединение Турции к блоку Австро-Венгрии и Германии.

Рассказывая о военных действиях 1916 г., учитель может использовать текст учебника и иллюстрации в нем. Военные события на Западном и Восточном фронтах можно отразить в следующей таблице:

 

Таблица 7

 

Военные действия в 1916 г.

 

Западный фронт

Восточный фронт

1916 г., 24 февраля — Верденская битва. Битва на реке Сомме.

1916 г. — тяжелые потери обеих сторон привели к утрате Германией превосходства на фронте

1916 г., 5 июня — взятие генералом Брусиловым Галиции и Булавины.

1916 г., август — переход Румынии на сторону Антанты.

1916 г., декабрь — захват Румынии немецкими войсками

 

В 1916 г. произошли военные столкновения Германии и Великобритании на море. В результате затянувшейся войны произошло военно-экономическое ослабление Антанты.

Военная кампания 1917—1918 гг. и ее основные моменты отражены в таблицах 8, 9.

 

Таблица 8

 

Военные действия в 1917 г.

 

Западный фронт

Восточный фронт

Осень 1917 г. — поражение Италии, мобилизация мужчин (с 16—60 лет) в армию. Новый военный план фельдмаршала фон Гинденбурга. Ослабление позиций Германии на Западном фронте

6 апреля 1917 г. — объявление США войны Германии. Бразилия объявляет войну Тройственному союзу

 

Таблица 9

 

Военные действия в 1918 г.

 

Западный фронт

Восточный фронт

Июль 1918 г. — неудачное наступление Германии.

18 июля 1918 г. — поражение немецких войск под Марной.

29 сентября 1918 г. — объединение Германии.

Октябрь 1918 г. — признание поражения Турцией.

3 ноября 1918 г. подписание мира между Австро-Венгрией и Антантой

Март 1918 г. — Брест-Литовский договор.

Россия лишилась части Украины, белорусских городов Брест и Белосток.

Февраль 1918 г. — победа России над немецкими войсками и требование капитуляции Германии

 

Лишившись союзников, Германия вынуждена была заключить соглашение с Антантой в Компьенском лесу. Так закончилась Первая мировая война.

Объяснение такого большого объема требует от учителя профессионализма и методических навыков. Для проведения урока на должном уровне необходимо использовать различные наглядные пособия, карты, иллюстрации, таблицы, схемы, разные формы изложения темы: рассказ, вопрос-ответ, беседа и др.

Второй вариант проведения занятия — проблемный урок. Используя тексты учебника, можно организовать самостоятельную работу, по итогам провести тестирование и проверить, насколько усвоена тема.

Третий вариант — просмотр отрывков из фильма о Первой мировой войне. Наиболее важные события учащиеся должны записать в тетради, провести беседу по увиденному и совместно подвести итоги темы.

Такие методы проведения уроков активизируют учащихся, учат свободно выражать свои мысли и отстаивать ответы, а также с уважением относиться к взглядам других.






загрузка...
загрузка...
загрузка...