загрузка...


ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ 10 КЛАСС
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

Раздел V. США И СТРАНЫ ЕВРОПЫ (1945—2009 гг.)

 

§ 19. Великобритания и Франция

 

Цель урока: систематизировать контроль качества знаний учащихся по этому разделу.

Ход урока: урок можно провести, сравнивая Великобританию и Францию. Класс делится на две группы, дается задание и объясняется методика выполнения. Учитель чертит на доске таблицу 30.

 

Таблица 30

 

Особенности правления в Великобритании и во Франции

 

Англия

К. Эттли (1945—1951 гг.)

Годы правления консерваторов (1951—1964 гг.)

Франция

Четвертая республика (1946—1958 гг.)

1. МОП

2. Католическая партия

3. Социалистическая партия

4. ФКП

Ученики сами находят фактический материал из учебника

 

Шарль де Голль

(1958—1968 гг., в 1968 г. Ушел в отставку)

 

 

Первая группа рассказывает о Лейбористской партии Великобритании, о реформах, проведенных ею, приводит примеры и кратко заполняет таблицу.

Вторая группа по таблице рассказывает о Четвертой республике, ее особенностях, о единении и борьбе политических сил. О кризисе Четвертой республики.

Предлагается вопрос классу: Почему идея “государства благоденствия” и президентской республики не нашла поддержки в обществе? В чем разница внутренней политики Великобритании и Франции?

Учитель кратко рассказывает о причинах выбора лейбористами построения “государства благоденствия”, основных целях Четвертой республики, построенной Ш. де Голлем. Предлагается диаграмма развития обеих сторон после войны. Ученики анализируют таблицу 31 и отвечают на вопросы.

 

Таблица 31

 

Экономическое и социальное развитие

 

Вопросы

Великобритания

Франция

В области промышленности

Национализация: электроэнергии, энергетики, транспорта, производства стали, угольной промышленности

Национализация: авиации, автомобильного завода “Рено”, угольной промышленности

В социальной сфере

Система социального обеспечения: бесплатная медицинская помощь, сохранение карточной системы на продовольствие. Карточная система ликвидирована

 

 

После заполнения таблицы можно устно подвести итоги по следующей схеме:

 

image5

 

Ученикам предлагается высказать собственное мнение.

 

Таблица 32

 

Периоды подъема экономического развития Великобритании и Франции

 

Великобритания

Франция

В середине 80-х годов развиваются частная предпринимательская деятельность, приватизация, снижаются налоги, внедряются новые способы развития промышленности с использованием достижений науки. В 1952 г. Великобритания становится ядерной державой

В 60-х годах стала проводиться модернизация многопрофильного производства; погашен внешний долг, населению стали давать кредиты, капитал стал выводиться за границу. Франция стала ядерной державой в 60-х годах

 

Комментируя таблицу, учитель дает возможность ученикам переписать ее.

Учитель просит охарактеризовать лидеров Великобритании и Франции либо заслушать заранее подготовленные сообщения учеников.

Первой группе дается подготовить сообщение о М. Тэтчер, второй — о Шарле де Голле.

Для подготовки задания и обсуждения используются материалы “памятки” и вопросы 1, 3, 4, 5 (материалы даны в конце). Ученики, используя материал учебника и другие наглядные пособия (портреты, рисунки и т.п.), отвечают на следующие вопросы.

1. Почему М. Тэтчер звали “железная леди”? Каковы были основные направления ее политики?

2. В чем заслуга Ш. де Голля перед французским народом? Какие изменения в управление государства были введены? Что такое голлизм? В чем причины недовольства политикой Ш. де Голля в 1968 г.?

Обсудив вопросы, учитель может внести дополнения в ответы учащихся и рассказать о колониях Англии и Франции: о самой большой колонии Британской империи — Индии и самой крупной французской колонии — Алжире. По желанию ученики могут заранее подготовить сообщения.

При проверке усвоения новой темы учитель обращает внимание на способность учеников делать сравнительный анализ событий, умение использовать таблицы и дополнительные сведения, делать заключение и давать оценку событиям.

В 1948 г. экономика Франции достигла довоенного уровня развития. Автором нового плана модернизации и перестройки экономики был Жан Монке. Его роль в развитии французской экономики была значительной. Разработав проект “Модернизация или упадок”, он стал главным комиссаром планирования. Однако политическая нестабильность, колониальные войны, некоторые проблемы во внешней политике стали препятствием на пути к осуществлению экономических и социальных планов.

В 50-х годах социальные противоречия еще более углубились. Оживление рабочего движения привело к более значительным результатам. Это дало возможность заключать трудовые договора, увеличить заработную плату и определить ее нижнюю планку. Крестьянское движение

привело к снижению налогов и увеличению цен на природное сырье. Под руководством Б. Бужа, торговца мелким товаром, ремесленники и мелкие предприниматели составили оппозицию парламенту.

В 1969 г., после ухода в отставку Шарля де Голля, новым президентом Франции стал Жорж Помпиду, который предложил программу нового направления “Партнерство и сотрудничество”, целью которой было продолжение политики де Голля и в то же время сближение с оппозицией. В состав нового правительства от движения “независимых республиканцев” был приглашен Валери Жискар д’ Эстен. Преемственность во внешней политике дала возможность проводить независимую внешнюю политику.

Во взаимоотношениях с европейскими государствами он пошел на некоторые уступки, например не стал препятствовать вхождению Англии в “Общий рынок”.

Все президенты: В. Жискар д’ Эстен, Ф. Миттеран, Ж. Ширак — старались соблюдать интересы и правого, и левого крыла либерального движения.

В 1995 г. на президентских выборах победил мэр Парижа, представитель правого крыла Жак Ширак. Он в 1997 г. предложил Национальному собранию провести досрочные выборы, однако его надежды не сбылись — победу одержали представители левого крыла (социалисты, коммунисты и “зеленые”).

В 1970—1974 гг. экономическая политика Великобритании была направлена на жесткое управление капиталистической экономикой. Эту политику предложил Э. Хит (премьер-министр). В годы его правления Великобритания стала членом “Общего рынка”. “Политика доходов и цен” породила опасность забастовок, поэтому Э. Хит принял решение о проведении новых парламентских выборов, надеясь на поддержку СМИ и власти. В 1974 г. победили лейбористы и к власти пришел Г. Вильсон. В 1976 г. его заменил Дж. Коллагэн. Новому главе правительства пришлось идти на изменение “Политики доходов и цен”. Профсоюзы добились в результате борьбы повышения зарплаты рабочих на 5%. Это продлилось до 1978 г., затем заработная плата опять понизилась.

Экономическая политика консерваторов связана с именем премьер-министра Великобритании в 1979—1999 гг. Маргарэт Тэтчер. Проводимая ею политика вошла в историю как “тэтчеризм”.

На дом дается задание подготовить сообщение о кризисе в Алжире, прочитать о майском кризисе 1969 г., о деятельности В. Жискар д’ Эстена, Ф. Миттерана и Ж. Ширака, подготовить план рассказа.

О кризисе в Алжире и внешней политике Великобритании ученики готовятся по объему материала в учебнике.

Домашнее задание: учащимся предлагается подготовить ответы по вопросам повторения.






загрузка...
загрузка...
загрузка...