загрузка...


ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ 10 КЛАСС
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

Раздел IV. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в.

 

§ 17. "Холодная война". НАТО и Варшавский договор. Циклы мировой политики

 

Цель урока: объяснить задачи держав после окончания Второй мировой войны и дать характеристику основных направлений международной политики. Объяснить сущность и характер “холодной войны”. Борьба СССР и США за мировое первенство и ее последствия.

Ход урока: урок нужно полностью посвятить изучению новой темы.

Оборудование: политическая карта мира, историческая художественная литература, отрывки из фильма “Вторая мировая война”.

План урока:

1. Что такое “холодная война”? Причины возникновения.

2. Раскол мира после Второй мировой войны на два лагеря. Последствия решения Парижской мирной конференции.

3. Доктрина Трумэна, конец политики изоляционизма США.

4. Образование военных союзов. Ликвидация ядерной монополии.

5. Влияние политики “холодной войны” на исторический процесс развития мира.

6. Роль СССР и США в историческом процессе. Последствия “холодной войны”.

Ответы на проблемные вопросы даются исследовательским методом, например, при обсуждении вопроса: Что способствовало росту международного авторитета СССР после Второй мировой войны? ученики могут опереться на показатели экономического положения СССР и США, которые учитель даст устно либо выведет на экран через кодоскоп.

 

Таблица 26

 

Расходы СССР во Второй мировой войне

 

Материальные расходы

Людские потери

32 тыс. предприятий, 65 тыс. км железнодорожных путей, разрушено 1710 сел и городов, 70 тыс. деревень. Поголовье лошадей уменьшилось на 50%, крупного рогатого скота — на 20%, свиней — на 65%. Потери в войне составили 2 трлн. 60 млн. рублей

Убито 27 млн. человек, без крова остались 25 млн. человек

 

Необходимо постоянно связывать тему с прошедшими уроками. Учитывая, что борьба СССР и США за мировое первенство породила политику “холодной войны”, учитель рекомендует следующие темы:

1. Вывод американских войск из стран Азии и Африки.

2. Приход коммунистов к власти.

3. Дислокация военных сил СССР в Европе.

Учитель задает вопрос учащимся Что такое “холодная война”? и ученики дают ответ. По Парижской конференции ученики, используя карту, выполняют самостоятельную работу. Работая со статистическими данными, отвечают на вопрос о “доктрине Трумэна” и о выходе США из изоляции.

Темы для обсуждения

1. Противоречия между СССР и США — противоречия между тоталитаризмом и демократией.

2. Деление Европы на два лагеря, раскол Германии на Западную и Восточную — соперничество двух противоборствующих сил.

Используя иллюстрации, дополнительные источники, кинокадры, учитель кратко рассказывает о проявлениях “холодной войны”, образовании военно-политических блоков, подготовке противоборствующих сторон к “горячей войне”, гонке вооружений, увеличении ядерного оружия, способного уничтожить все живое на Земле, милитаризации экономики, образовании ВПК и т. п. Вместе с тем он указывает на причины неприменения этих мощностей на практике.

В эти годы очень много снималось кинофильмов о шпионах и издавалось много книг на эту тему. Это тоже проявление “холодной войны”. Здесь можно спросить у учеников об этих фильмах и художественных книгах. Можно также показать отрывки из таких кинофильмов, как, например, “ТАСС уполномочен заявить...”, “Семнадцать мгновений весны”, “Щит и меч” и др.

Была ли возможность остановить “холодную войну”? Почему стороны так и не использовали эту силу друг против друга?

Эти вопросы можно обсудить, разделив класс на две группы. При заполнении таблицы ответы учеников могут быть разными, что связано с уровнем подготовки и знаний, умением использовать дополнительные сведения и пробные материалы.

Дома ученики должны записать новые слова и термины, дать их толкования. Дать характеристику ООН, основных событий, взаимоотношений между США и СССР, написать тезисы.

Ухудшение взаимоотношений между США и СССР привело к появлению новых очагов войны. Поэтому надо показать регионы, где именно эти очаги. Например, война во Вьетнаме. Причины и факторы прекращения политики конфронтации и “холодной войны” обсуждаются вместе с учениками.

Учитель сам выбирает методику проведения урока — лекция, проблемные вопросы или беседа.

Рекомендуется использовать карту и атлас “Современные государства мира”, технические средства и т. д.

Учитель может дать задание по ходу лекции заполнить таблицу 27 либо вести конспект по некоторым моментам, чтобы усилить внимание учеников, рассказывает о том, что послевоенные годы характеризуются политикой “холодной войны”.

 

Таблица 27

 

Политика во времена “холодной войны”

 

События, способствовавшие ухудшению советско-американских отношений

События, способствовавшие улаживанию советско-американских отношений

 

 

 

План урока можно дать устно под запись или письменно на доске:

1. Первое противостояние:

Корейская война (1947—1953 гг.);

конфликт на Ближнем Востоке;

индо-пакистанский конфликт;

индокитайский конфликт.

2. Начало “оттепели” (1953—1959 гг.):

начало освоения космоса.

3. От берлинского кризиса — к вьетнамской войне:

берлинский кризис;

события на Кубе;

вьетнамская война;

война на Ближнем Востоке;

советско-китайские отношения;

результаты народно-освободительного движения в Азии и Африке.

4. Разрядка (1969—1979 гг.):

ограничение стратегического вооружения;

разрядка в Европе;

индо-пакистанская война;

арабо-израильская война.

5. Последняя схватка (1979—1985 гг.):

размещение ракет средней дальности;

афганская война, ее последствия для СССР;

окончание “холодной войны”.

Учитель дополнительно к учебнику использует атлас и показывает районы Кореи, освобожденные советскими и американскими войсками, называет страны, которые образовались в результате деления Кореи на две части. Учитель спрашивает о причинах войны между ними в 1950—1953 гг. При необходимости учитель дополняет ответы учеников. Также рассматривается палестинская проблема, ставшая причиной столкновений на Ближнем Востоке.

В 1947 г. на территории Палестины по решению ООН были созданы два государства. Недовольные этим решением семь арабских государств начали военные действия против Израиля. Война окончилась безрезультатно в 1949 г.

Учитель задает вопрос: Почему судьба наших восточных государств схожа с Кореей и была разделена на две части? Ученики показывают на карте и дают ответы.

Рассматривая конфликт во Вьетнаме, учитель указывает на то, что образование на этой территории двух государств не удовлетворило Францию — бывшую метрополию. Она хотела вновь установить свое господство во Вьетнаме. Однако коммунисты во главе с Хо Ши Мином с помощью СССР оказали сопротивление, защищая созданную ими демократическую республику. В 1946 г. начались военные действия.

Ученики, используя карту, должны вместе с учителем сделать заключение по теме. Учитель записывает на доске годы, в которые проходил индо-пакистанский конфликт, и напоминает ученикам, что более подробно об этих событиях они узнают в ходе урока.

О начале “оттепели” учитель рассказывает более подробно. В качестве дополнительных сведений можно использовать кинокадры и фотодокументы. Наиболее важные события периода “оттепели” — визит Н. С. Хрущева в Америку в 1959 г., подписание Женевского соглашения по Индокитаю в 1954 г., вывод американских и советских войск из Австрии в 1955 г., встреча руководителей Англии, США, СССР и Франции в Женеве в 1955 г. — учитель излагает в хронологическом порядке. Окончание “оттепели” характеризуется ростом авторитета СССР в странах Африки и Азии. Египет (Северная Африка), Индия (Южная Азия) стали новыми союзниками СССР.

Ученикам напоминается о том, что по ходу урока они должны заполнить таблицу о вышеназванных событиях.

На вопрос учителя: Какова была реакция США на укрепление связей СССР с Северной Африкой и Южной Азией и установление ими союзных отношений? — ученики должны привести примеры о достижении СССР в освоении космоса 1957 г., используя знания в области физики и других предметов.

Проблемы Западного Берлина начались в Вене в 1961 г. на встрече американского президента Д. Ф. Кеннеди с Н. С. Хрущевым, который стал добиваться изменения статуса Западного Берлина. Американцы даже подготовили план ограниченного ядерного удара по советским частям. Эта проблема нашла продолжение и вызвала впервые за все годы “холодной войны” угрозу ядерной войны — Карибский кризис.

Учитель, объясняя события на Кубе, может использовать метод проблемных вопросов или провести работу с картой, а также может спросить у учеников, что они могут рассказать о странах, которые не отказались от социалистического пути развития даже после развала Советского Союза. Что им известно о современном положении Кубы?

В 1959 г. на Кубе произошла революция, и был свергнут проамериканский режим. К власти пришло новое правительство во главе с Ф. Кастро. США, не захотевшие лишиться своей колонии, в 1961 г. высадили войска на территории Кубы. Ф. Кастро попросил помощи у СССР. Н. С. Хрущев по договоренности с Ф. Кастро решил тайно разместить на Кубе ракеты средней дальности.

Куба расположена в 90 милях от США.

Правительство США, узнав от военной разведки о советских ракетах, объявили о морской блокаде Кубы. Американским кораблям был дан приказ — досматривать все суда, идущие на Кубу. Столкновение военных кораблей могло привести к войне.

24 октября 1962 г. к зоне блокады подошли пять советских кораблей и остановились. Через два дня Н. С. Хрущев предложил Кеннеди снять блокаду с Кубы в обмен на обещание вывести ракеты. 28 октября 1962 г. двустороннее соглашение было достигнуто. Впервые между Кремлем и Белым домом была установлена прямая телефонная связь.

Карибский кризис закончился 15 августа 1963 г. подписанием Договора о запрещении испытаний ядерного оружия под водой, в атмосфере и в космосе, однако соперничество на этом не прекратилось. Учитель, узнав мнение учеников о последствиях Карибского кризиса, просит продолжить работу по заполнению таблицы, дополняя рассказами о поддержке США Южного Вьетнама во время войны с Северным Вьетнамом, который поддерживал СССР и Китай. В 1967 г. во время обострения арабо-израильского конфликта войска Израиля разгромили армии Египта, Иордании и Сирии. Это в конце 60-х годов обострило и без того напряженные советско-американские отношения. Ученики должны показать эти страны на страницах 23, 24 вышеуказанного атласа и захваченные Израилем территории Египта, Сирии, Палестины, а по условным обозначениям определить, когда они были возвращены Египту и какое соглашение при этом было заключено между ними.

Далее учитель задает вопросы: С каких событий можно начать продолжение истории? Какая сложилась ситуация после этих столкновений, почему? Используя материалы учебника, учитель рассказывает о дальнейшем разрастании процесса “холодной войны”.

Учитель напоминает ученикам о “паритете”, сокращении запасов стратегического оружия, о неустойчивости положения в Европе после подписания заключительного Акта 33 государствами в Хельсинки. СССР достигнутые успехи в политике считал своим достижением, об этом также будет сказано позже. На этом занятии рассматривается только вопрос о возвращении Египту Суэцкого канала после арабоизраильской войны. О том, как в 1982 г. израильские войска, после вмешательства США, были выведены с Синайского полуострова, ученики могут узнать из сведений, данных в атласе (с. 24).

Написав на доске даты 1979—1985 гг., учитель спрашивает у учеников: Какое событие напоминает вам эта дата? Какие исторические процессы происходили в эти годы в мире и в СССР? Ученикам дается задание составить предложение с новыми понятиями, которые должны быть связаны с историческими событиями, рассмотренными на занятии. Это задание они могут получить для закрепления новой темы.

Новые слова и понятия, необходимые для составления предложений, учитель пишет на доске:

1. Интернациональная помощь.

2. Идея перевооружения, охватившая Америку после периода разрядки.

3. Инициатива стратегической обороны, программа “Звездных войн”.

4. Событие, нанесшее в 70-х годах удар по престижу СССР.

5. Политика “нового мышления” М. С. Горбачева.

6. Договор о ликвидации ракет средней дальности.

7. Начало регулирования взаимоотношений с Китаем.

8. Объединение Германии. Упразднение ГДР.

9. Развал СССР, окончание “холодной войны”.

Для закрепления нового урока из вышеуказанных вопросов, учитель приводит примерные ответы. На несколько вопросов даются примерные ответы. Вместе с тем ученики могут дать несколько иные ответы.

Примерный ответ.

Начавшаяся в 1978 г. в Афганистане гражданская война явилась массовым протестом против социалистических преобразований. Афганское правительство попросило помощи у СССР. Советское правительство, несмотря на предупреждение авторитетных людей, таких, как А. Сахаров, посчитало нужным оказать интернациональную помощь. В Афганистан были введены войска. Это обстоятельство привело к усилению противоречий между двумя державами, т.е. усилению политики “холодной войны”.

Учащимся настоятельно рекомендуется использовать вышеуказанные слова при составлении таблицы. Рекомендуется составить таблицу о периоде кризиса “холодной войны”.






загрузка...
загрузка...