загрузка...


ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ 10 КЛАСС
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

Раздел III. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА — САМЫЙ КРУПНЫЙ КОНФЛИКТ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 

§ 15. Создание антигитлеровской коалиции. Завершение Второй мировой войны. Образование ООН

 

План урока:

1. Окончание Второй мировой войны.

2. Конференции в Крыму и Потсдаме.

3. Образование ООН.

Цель урока: дать характеристику периодов Второй мировой войны; обсудить военные действия на основных фронтах войны.

Оборудование: карта “Вторая мировая война 1941— 1945 гг.”

Методы проведения урока: лекция, лабораторная работа.

Рассматриваемые проблемы: наиболее важные сражения Второй мировой войны и их итоги, решения Тегеранской, Крымской и Потсдамской конференций.

Ход урока: по ходу урока продолжается заполнение таблицы. Учитель рассказывает о создании антигитлеровской коалиции. Толкование смысла “антигитлеровская коалиция” ученики находят в учебнике.

Ученики заполняют в тетради таблицу о Сталинградском и Курском сражениях, сыгравших огромную роль в ходе войны. Высказывают свои суждения и оценки. При необходимости учитель дает дополнительные сведения и информацию.

 

Таблица 23

 

Коренной перелом во Второй мировой войне

 

Вопросы

Сталинградская битва

Курская битва

Время. Соотношение сил обеих сторон накануне операции

19 ноября 1942 г. — 2 февраля 1943 г. Численность войск 1:1 пушки; минометы 1, 3:1 танки 1, 4 : 1 самолеты 1, 2 : 1 “Уран”

5 июля — 12 июля 1943 г.

“Цитадель”

Главнокомандующий

Г. К. Жуков

К. Конев и Н. Рокоссовский

Итоги

Немцы потеряли 800 тыс. живой силы, 2000 танков, 3 тыс. пушек и самолетов

 

 

Стратегическая инициатива перешла в руки Советской армии

Немцы потеряли 500 тыс. солдат и офицеров, 1,5 тыс. танков, 3,7 тыс. самолетов. Началось освобождение советской территории

 

Решения конференций записываются в таблицу, которая может быть закончена дома.

 

Таблица 24

 

Тегеранская конференция

Руководители глав государств

Крымская

конференция

Руководители глав государств

Потсдамская конференция

Руководители глав государств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Далее рассматриваются:

1. Начало сопротивления против Японии в Азии.

2. Неподготовленность Германии к затяжной войне, упадок экономики.

3. Начало партизанского движения. Объединение всех антифашистских сил.

Ученики должны понять, что в ходе войны произошел перелом.

События на Восточном фронте показывают, что войска Советского Союза вышли на территорию Восточной Европы — в Румынию. Й. Антонеску был арестован, и Румыния объявила войну Германии. Она решила передать Бессарабию и Северную Буковину СССР. Советская армия тем временем освободила от фашистской оккупации Югославию, Венгрию, Чехословакию, Болгарию, Польшу. СССР заявил о своих интересах в Восточной Европе. Среди союзников разногласие вызвал вопрос о будущем польском правительстве.

О работе Крымской конференции ученики должны прочитать в учебнике и записать тезисы, а также отметить, что это была последняя встреча большой тройки за время войны.

Учитель задает вопросы:

1. Для каких целей использовал возросший авторитет СССР И. В. Сталин?

2. Почему Рузвельт и Черчилль согласились с этим?

Поскольку о капитуляции Германии более подробно сказано в курсе истории СССР, учитель останавливается только на роли Г. К. Жукова в берлинской операции и раскрытии значения акта о капитуляции Германии. Также рекомендуется коротко рассказать об окончании войны в Европе, что явилось результатом беспримерного мужества борцов против фашизма.

Учитель спрашивает об открытии Эйнштейном ядерного оружия и о том, что знают ученики о И. В. Сталине, Г. К. Жукове, У. Черчилле, Ф. Рузвельте. Рекомендует прочитать книгу Г. К. Жукова “Воспоминания и размышления”.

Одной из важных задач войны было открытие второго фронта. Учитель задает вопросы: “Почему СССР постоянно ставил вопрос об открытии второго фронта? Какие были точки зрения и мнения по поводу открытия второго фронта? Какой фронт был главным в годы Второй мировой войны?”

Учитель приводит некоторые факты о коренном переломе в ходе войны.

1. Битва за острова Мидуэй в Тихом океане. Японские войска понесли тяжелые потери, они потеряли четыре самых крупных и лучших кораблей. Япония прекратила выступление своих сухопутных войск против Англии и США.

2. Капитуляция немецко-итальянских войск в Африке. Наступление на север Африки английских войск под командованием генерала Монтгомери и поражение немецко- итальянских сил под Эль-Аламейном. Высадка американского десанта в Марокко под командованием Д. Эйзенхауэра.

13 марта 1943 г. немецко-итальянские войска капитулировали. В Италии пал режим Муссолини.

3. Коренной перелом на Восточном фронте. Сталинградская и Курская битвы, серьезные потери немцев и их сателлитов.

4. Движение Сопротивления стало одним из факторов изменения положения в пользу союзников.

Сопротивление было неизбежно, так как оккупанты (Германия, Япония, Италия) установили на захваченных территориях “новый порядок”, ликвидировали их государственную независимость и проводили политику расизма и шовинизма.

2 сентября 1945 г. Япония на борту линкора “Миссури” подписала Акт о капитуляции. Так закончилась Вторая мировая война.

Домашнее задание: 1. Заполнить таблицу в § 14. 2. Подготовить сообщение об основных периодах войны.

Учитель должен рассказать о героизме и мужестве казахстанцев, воевавших на фронтах Второй мировой войны. Например, в освобождении Праги, столицы Чехословакии, принимали участие 72-я гвардейская Сталинградская дивизия, в также 88, 118, 314 артиллерийские дивизии, сформированные в Казахстане. 150 казахстанцев были удостоены высокого звания Героя Советского Союза за мужество и героизм, проявленные при освобождении Европы от фашизма. Учитель может спросить учеников, что знают они о подвигах своих земляков.

Учитель может организовать игру на проверку знаний учащихся. Например, прикрепить конверт к доске “Для знатоков” и опросить желающих по вопросам.

Примерные вопросы

1. Вместе с Рахимжаном Кошкарбаевым, укрепившим флаг на рейхстаге, был кустанаец Илья Яковлевич Сьянов. Каких вы знаете еще казахстанцев, проявивших себя при взятии Берлина?

2. Каковы причины атомной бомбардировки Японии в 1945 г.?

3. Почему введение союзных войск в Италию не считается открытием второго фронта?

4. Назовите основные фронты Второй мировой войны. Какое значение они имели?

Домашнее задание: изучить материал параграфа и выполнить данное выше задание.

В годы войны славянские народы подверглись массовому уничтожению. В немецких концлагерях наряду со славянами были истреблены миллионы представителей других народов. Лагеря смерти — это Освенцим, Майданек, Дахау, Бухенвальд, Треблинка, Заксенхаузен, Маутхаузен и др. Это сохранится в истории человечества как самое трагическое событие. Далее учитель рассказывает о Нагасаки и Хиросиме и дает задание подготовить сообщение по этой теме.






загрузка...
загрузка...