загрузка...

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ 10 КЛАСС
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

Раздел III. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА — САМЫЙ КРУПНЫЙ КОНФЛИКТ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 

§ 14. Начало Второй мировой войны. Нападение Германии на СССР и Тихоокеанская война

 

Цель урока: рассказать о причинах и характере Второй мировой войны.

План урока:

1. Масштабы Второй мировой войны и характер военных действий.

2. Нападение Германии на Польшу. Нападение союзников на Францию. Война СССР с Финляндией, захват Прибалтики.

3. Война в Африке и на Балканах.

4. Страны Тройственного пакта.

5. Начало Великой Отечественной войны.

6. Образование антигитлеровской коалиции.

7. У. Черчилль, И. В. Сталин, Г. К. Жуков.

8. Военные действия на Восточном фронте. Советско-германский фронт.

Ход урока: в начале урока можно показать фильм о Второй мировой войне или отрывки из него, например учебный фильм “Вторая мировая война”, или привести статистические данные.

Одна из мировых проблем — это война. На Земле с 3500 г. до н. э. произошло 14 300 войн, человечество за это время всего 232 года прожило без войны. Жертвами войны в XVII в. стали 3,3 млн. человек, в XVIII в. — 5,5 млн. человек, в XIX в. — 16 млн. человек.

В Первой мировой войне погибло 10 млн. человек, война шла на территории 14 стран. Учитель спрашивает класс: “Какие еще сведения можно привести по Первой мировой войне?” Выслушав ответы, он переходит к новой теме.

Рекомендуется заполнить таблицу 20 по основным событиям войны.

 

Таблица 20

 

Военные действия в 1939—1941 гг.

 

Войны с участием Германии

Войны с участием СССР

Военные действия в других регионах

1 сентября 1939 г. — нападение на Польшу

Ноябрь 1939 — март 1940 г. — война с Финляндией. 17 сентября 1939 г. — ввод частей Красной Армии в Прибалтику. 17 сентября 1939 г. — ввод войск в Польшу

7 декабря 1941 г. — нападение милитаристской Японии на Пёрл-Харбор. По другим регионам рекомендуем посмотреть карту в учебнике и дать характеристику военных действий

 

Учитель дает задание по ходу его рассказа следить за картой и отслеживать ход военных действий и спрашивает: “Почему война началась со вторжения на территорию Польши?” Учитель указывает на то, что ход войны будет изложен в его рассказе, и дает задание заполнить таблицу.

После вторжения Германии на территорию Польши, 3 сентября 1939 г., Англия и Франция объявили войну Германии. В Африке английские войска предприняли военные действия против немецких и итальянских войск в направлении к Тобруку. В Ливии (Северная Африка) в сентябре 1940 г. итальянская армия насчитывала 215 тыс. человек и 3600 самолетов. Против Италии, со стороны английского командования, на границе Египта и Ливана военные действия вела Нильская армия под руководством О. Коннера, в которую входили две дивизии и бригады.

Рассказывая об этих событиях, рекомендуется записать на доске исторические даты и сведения о военных силах и использовать для своего рассказа иллюстрации и карту с цветными аппликационными флажками. Английские войска насчитывали 36 тыс. человек. Египет и Польша в воздушных боях использовали 205 самолетов (военные действия отмечаются флажками). 5-я итальянская армия под командованием генерала Грациана 13 сентября 1939 г. вторглась на территорию Египта. Военные действия в Европе: дальнейшие действия Германии после вторжения в Польшу чертятся учителем на доске и указываются стрелками — Восточная Пруссия, Померания, Силезия.

На второй половине доски учитель записывает соотношение сил двух сторон; исторические даты, имена исторических деятелей; направление военных действий; соотношение сил, виды оружия. Для этого доска делится на четыре части. Ниже даются сведения:

 

Таблица 21

 

Соотношение сил

 

Германия

Польша

Соотношение сил двух сторон

Дивизий — 65

Моторно-танковых дивизий — 11

Кавалерийских бригад — 11

Танков — 280

Самолетов — 2000

Военных кораблей — 100

Военно-пехотных дивизий — 36

Моторных бригад — 2

Военно-пехотных дивизий — 41

Легких танков — 82

Самолетов — 420

Военных кораблей — 12

 

Учитель задает вопрос: “Судя по таблице, в чью пользу, по вашему мнению, разрешатся военные действия?”

Далее он рассказывает о взятии немцами Варшавы 8 сентября 1939 г. и падении Польши.

Учитель спрашивает: “Каковы были последствия для польского народа от этой войны?”

Вопросы плана урока можно дать, сгруппировав пункты: 1, 2, 3, 4, 5. А вопросы о начале Великой Отечественной войны, образовании антигитлеровской коалиции, проблеме второго фронта, начале перелома в ходе войны можно также рассмотреть вместе. Остальные подвопросы — по плану.

О военных действиях на Западном фронте можно рассказать по таблице 22 (спроецировать через кодоскоп на доску).

 

Таблица 22

 

Военные действия на Западном фронте

 

Военные силы Германии на западе

Военные силы западных стран против Германии

Дивизий — 135

Бригад — 1

Самолетов — 3500

Танков — 2600

Производство оружия возросло на 54%

Дивизий — 141

Голландия — 10 дивизий

Франция — 99 дивизий

Англия — 10 дивизий

Бельгия — 22 дивизии

Танков — 3000

Самолетов — 2700

 

По таблице можно задать вопросы:

— Можно ли считать эти факты доказательством подготовки Германии к мировому господству?

— Как вы считаете, могут ли исход войны решить другие факторы, кроме вооруженных сил? Таким образом (учитель показывает на карте), Германия в 1940 г. захватила Данию и Норвегию, Бельгию и Голландию, Люксембург и Францию.

Затем надо коротко осветить советско-финскую войну и захват Прибалтики, используя карту. Учитель напоминает ученикам о том, что более подробно с историей СССР они познакомятся позже, и задает вопрос: “Почему некоторые политики СССР в 1939 г. осуждали политику Германии, а в 1940      г. выступили ее союзниками?”.

27 сентября 1940 г. Германия, Япония, Италия, объединившись, подписали Тройственный пакт, который означал образование военного объединения против Советского Союза. 22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на СССР — началась Великая Отечественная война, явившаяся частью Второй мировой войны (см. более подробно в курсе истории СССР). Советские войска на начальном этапе войны несли огромные потери, вместе с тем значительная часть германских войск была связана с Восточным фронтом, что облегчило ход военных действий в Африке. Выше было сказано, что итальянская армия под началом генерала Грацианы ставила целью захват английской военно-морской базы в Александрии и Суэцкого канала. Англичане отступили от ливийско-египетской границы на 200 км до Мерса-Матруха. Италия готовилась к нападению на Грецию и ожидала вмешательства Англии в войну с Грецией, прекратив военные действия в Египте. Однако ожидания итальянцев не сбылись — англичане развернули наступление в Египте и в 1941 г. захватили порты Тобрук и Бенгази. 21 февраля 1941 г. они достигли Эль-Аламейна в 100 км от Александрии. 7 декабря 1941 г. военно-воздушные силы Японии разбомбили американскую военно-морскую базу в Пёрл-Харборе на Гавайских островах (показать по карте) и нанесли сокрушительный удар по тихоокеанскому флоту США, потопив 18 морских кораблей. Таким образом, война, в которой были задействованы миллионы людей, распространилась на тихоокеанский бассейн.

В тот же день Япония начала наступление на Таиланд, Малайзию и Бирму.

Ученики должны показать территорию, захваченную Японией. Обобщая урок, учитель дает дополнительные сведения и задает вопросы:

— Что подтолкнуло Гитлера начать войну с СССР в 1941 г.?

— В чем была его ошибка?

— Что вы можете рассказать о результатах и об успешных действиях стран Тройственного союза до 1942 г.?

Ответы на вопросы ученики ищут в учебнике.

Усиление агрессии стран Тройственного союза, расширение тыла фронта, постепенное удлинение путей, обеспечение армии продовольствием и оружием повлияли на создание антигитлеровской коалиции и изменение военного положения. Нападение Германии на СССР привело к подписанию 12 июля 1941 г. советско-английского соглашения, 24 июля — заявления США о поддержке СССР.

1 октября 1941 г. было подписано трехстороннее соглашение между СССР, США и Великобританией.

В августе 1941 г. Рузвельт и Черчилль подписали Атлантическую хартию. 1 января 1942 г. 26 стран заявили о своем присоединении к Атлантической хартии и подписали Декларацию Объединенных Наций.

Во Второй мировой войне Англия сыграла своеобразную роль. Усиление недовольства народа Мюнхенским соглашением вынудило премьер-министра Англии Д. Чемберлена уйти в отставку. На его место пришел У. Черчилль, очень хорошо понимавший опасность фашизма.

По карте “Великая Отечественная война 1941—1945 гг.” учитель рассказывает о военных действиях на советско- германском фронте под Смоленском, Москвой, об обороне Ленинграда и героической защите Севастополя. Германская группа войск “Юг” готовилась к битве за Сталинград. После сдачи врагу Севастополя враг начал наступление на Кавказ.

28 июля 1942 г. Верховный главнокомандующий и Комиссариат обороны подписали приказ № 227, известный под названием “Ни шагу назад”. Учитель должен объяснить смысл этого документа, а также рассказать о героизме казахстанцев под Москвой.

Домашнее задание: прочитать соответствующий параграф, ответить на вопросы.





загрузка...
загрузка...