загрузка...


ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ 10 КЛАСС
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

Раздел II. МИР ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1918—1939 гг.)

 

§ 12. Арабские страны и государства Африканского континента

 

Цель урока: показать социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию стран Азии и Африки после Первой мировой войны; рассмотреть усиление влияния на эти страны европейских государств, особенно Англии, Франции и России. Выяснить, почему до Второй мировой войны африканские страны оставались колонией европейских государств, показать участие последних во Второй мировой войне.

Основное содержание: влияние Первой мировой войны на судьбы арабских стран Ближнего Востока. Социально-экономическое положение народов северо-запада Африканского континента. Особенности национально-освободительного движения стран Тропической и Южной Африки. Точка зрения народов Азии и Африки на Вторую мировую войну.

Оборудование урока: политическая карта мира, карта “Вторая мировая война 1939—1945 гг.”

Ход урока: обзор по карте, анализ статистических данных и их оценка. Характеристика арабских стран в период Второй мировой войны.

Методы проведения урока: лекция- беседа, обсуждение, вопрос-ответ, работа с учебными материалами.

Учитель подводит итоги проведенного урока и оценивает ответы учеников. Поскольку новая тема очень объемна, учитель обращает внимание лишь на самые важные и сложные проблемы, поэтому необходимо использовать самые выгодные методические приемы.

Учитель обращает внимание учеников на геостратегическое и геоэкономическое положение арабских стран Восточной и Северной Африки. Затем по вопросам, предложенным учителем, ученики, используя лекцию и учебник, заполняют таблицу 19.

Вопросы

1. Вы знаете из прошлых тем, что страны Азии и Африки в начале ХХ в. оставались колониями европейских государств (Англии, Франции, Бельгии, Португалии, Италии). Оказала ли влияние Первая мировая война на Османскую империю и арабские страны Ближнего Востока?

2. Как вы думаете, почему сохранились колониальные державы?

Примеры ответов. Если прибывшие в Африку, начиная с XVI в., христианские миссионеры вначале только занимались с местным населением, то позже, пользуясь отсталостью общественного устройства, обратили их в рабство и присваивали их богатства. Они стали, таким образом, колониями. Освободительную борьбу народов всяческими путями подавляли. После Первой мировой войны арабские страны Востока стали предметом дележа между Францией, Англией и Россией, которые хотели через ассимиляцию уничтожить национальное самосознание народов Африки.

 

Таблица 19

 

Колониальные владения европейских стран

 

Европейские государства

Африканские владения

Владения на арабском Востоке

Независимые государства

Территории и население колоний (%, кв. км., млн. чел.)

Англия

Египет, Судан, Сомали, Южно-африканский союз

Аравийский полуостров, Аден

 

38% территории земли, 77 млн. человек

Франция

Алжир, Тунис, Марокко, Берег Слоновой Кости — Гвинея, (Кот д’Ивуар), Верхняя Вольта (Буркина Фасо), Дагомея (Бенин), Мавритания, Нигерия, Сенегал, Мали, Мадагаскар

 

 

43% территории земли — 2,5 млн. км2, 13 млн. человек, 51 млн. человек

Германия

На востоке, западе, юго-западе Африки

 

Эфиопия, Либерия, Южноафриканский Союз (доминион)

 

Португалия

Мозамбик, Ангола, Гвинея- Бисау, Острова Зеленого Мыса

 

 

 

Бельгия

Конго

 

 

 

Италия

Сомали, Эритрея

 

 

 

Испания

Западная Сахара, северо-западная часть Марокко

 

 

 

Османская Турция

 

Иран, Сирия, Йемен, часть Аравийского полуострова

 

 

 

Продолжая лекцию, учитель рассказывает о национально-освободительной борьбе арабских стран Ближнего Востока, о их трудностях и достижениях, дает характеристику их лидерам. Также он останавливается на том, как Англия, Франция и Россия преследовали свои цели, воспользовавшись национально-освободительной борьбой.

Государства, получившие независимость, пишутся на доске.

Египет. В 1920 г. сформировалось королевское правительство. В 1923 г. была принята конституция.

Иран. 1924 г., 23 августа, правительство Фейсала.

Йемен, Королевство Саудовская Аравия.

Сирия, Ливан, Палестина, 1920 г.

Учитель указывает на то, что, несмотря на провозглашенную независимость, они оставались зависимыми под протекторатом Англии и Франции.

О трудностях делимитаризации границ Ирана ученики прочитают на страницах учебника. По нему дается задание. Учитель напоминает о том, что разговор о Северной Африке будет связан с событиями Второй мировой войны.

Можно прослушать подготовленные сообщения о народах Африки в годы Первой и Второй мировых войн и об их национально-освободительной борьбе против колониализма. Далее учитель задает обобщающие вопросы.

Народы Сомали продолжали свою борьбу под руководством Мух ибн Абдалла Хасана, прозванного англичанами “сумасшедшим муллой”. В связи с этим учитель спрашивает: “Почему религиозные течения играли особую роль в борьбе против колониализма? Какие цели преследовал международный комитет негритянских рабочих? Какие еще движения за политическую независимость в южных регионах Тропической Африки имели место? Какие страны помогали Эфиопии, Сомали и Эритрее во Второй мировой войне в борьбе с итальянским фашизмом? Каковы были их цели? Что дала местному населению борьба за европейскую демократию?”

Домашнее задание: в качестве домашнего задания ученики готовят полные ответы на вопросы по учебнику.






загрузка...
загрузка...
загрузка...