загрузка...


ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ 10 КЛАСС
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

Раздел I. МИР НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

 

§ 1. Европейские страны

 

В учебнике дана характеристика первых десяти лет XX в. и указаны исторические закономерности промышленного развития в мире.

Цель урока: ознакомить учащихся с экономическими, политическими, идеологическими процессами рассматриваемого периода. Охарактеризовать исторические события второй половины XIX — начала XX в., пережитые человечеством, с помощью понятий: национальное государство, индустриальные страны, урбанизация, экспансия, монархия, республика, пацифизм, антисемитизм, империализм, абсолютная монархия, конституционная монархия, интеграция, нелиберальные тенденции, модернизация.

Ход урока: учитель характеризует особенности экономического развития европейских государств по группам, используя учебник и политическую карту мира; дает задание заполнить таблицу, начертить схему и ответить на вопросы теста. Ниже предлагается несколько вариантов плана урока и методов его проведения.

Предлагаемые вопросы для изучения материала.

1. Новый индустриальный этап.

2. Идея создания национального государства.

3. Великие державы и их экспансия.

4. Разделение мира.

5. Милитаризм и новые виды вооружений.

6. Пацифизм.

7. Шовинизм, национализм.

8. Политическая карта мира в начале ХХ в.

9. Мир за пределами Европы. Китай.

10. Корея.

11. Монголия.

12. Япония.

13. Колониальные и полуколониальные страны.

14. Истоки европейского господства.

15. Повышение роста национального самосознания.

16. Единство мира и национального движения.

17. Единство цивилизации.

18. Цивилизация Китая.

19. Цивилизация Индии.

20. Цивилизация ислама.

21. Европеизация.

По учебнику рассмотреть вышеуказанные вопросы.

1. Предлагается дать характеристику развития европейских стран и указать их отличия от развития государств Азии, Африки и Латинской Америки в начале ХХ столетия.

2. Объяснить понятия милитаризм, пацифизм, шовинизм, национализм, колониальные и полуколониальные страны и попросить учащихся записать их в тетради.

3. Для того чтобы объяснить особенности развития стран Азии, необходимо предложить работу с учебником и заполнить таблицу 1.

 

Таблица 1

 

Страны Азии

 

№ п/п

Страны

Уровень экономического развития

Политический строй

Внутренняя и внешняя политика в начале ХХ в.

1

Китай

 

 

 

2

Корея

 

 

 

3

Монголия

 

 

 

4

Япония

 

 

 

 

4. Предлагается работа с исторической картой (“Политическая карта мира”).

Учитывая, что ученики знакомились в 9 классе по “Всемирной истории” с колониальными и полуколониальными странами, можно использовать межкурсовую связь и задать учащимся следующие вопросы:

1.  Может ли политика милитаризма в европейских странах породить новые закономерности противоречий и столкновений в мире?

2.  Почему такие государства, как Германия, США, Япония, развивающиеся быстрыми темпами, остались обделенными колониями?

Если потребуется, дополнить ответы учащихся, кратко рассказать о разногласиях европейских государств по переделу мира и их столкновениях, написать на доске исторические даты (1898, 1908, 1911 гг.) для самостоятельной работы по тексту учебника. Вопросы:

1.   Какие исторические события произошли в эти годы?

2.   Какие последствия имели эти события?

3.   Какие выводы можно сделать по этой теме?

5. Учитель продолжает лекцию. Стремясь усовершенствовать орудия труда, европейцы в ХVIII в. изобрели машины — так началась промышленная революция. Эта революция преобразовала мировую цивилизацию к началу ХХ в.

Ссылаясь на текст учебника, педагогу следует рассказать о мировых цивилизациях: китайской, индийской и исламской и закрепить тему несколькими вопросами:

1.   Чем отличаются цивилизации друг от друга?

2.   Какую роль играет цивилизация в жизни отдельных людей и целого государства?

Далее учитель останавливается на системе правления европейских государств — абсолютная (монархия) и конституционная формы правления либо дает их толкование сам, либо использует текст учебника и организует опрос.

1.   Назовите основную форму правления большинства европейских государств.

2.   Какое влияние на идеологическую жизнь таких стран, как Франция, Сан-Марино и Швейцария, оказало разнообразие форм правления?

Учитель предлагает заполнить данную таблицу, используя ответы.

 

Таблица 2

 

Формы правления европейских государств

 

№ п/п

Монархия

Республика

абсолютная

парламентская

1

Австро-Венгрия

Великобритания,

Франция, Швейцария,

2

Россия

Норвегия, Швеция,

Сан-Марино

3

Германия

Бельгия, Нидерланды

 

 

Далее учитель, объяснив суть политических течений начала ХХ в., задает учащимся следующие вопросы:

1.   Какие политические течения появились на международной арене? Их особенности.

2.   К появлению какого движения в борьбе за власть привело сохранение абсолютной монархии в России?

По поставленным вопросам учитель организует обмен мнениями и указывает на идеологические течения, сложившиеся в европейских странах. Дает объяснение понятий пацифизм, нацизм, расизм. Раскрывая вопрос об общественно-экономическом и политическом развитии стран в начале ХХ в., можно предложить заполнить таблицу 3.

 

Таблица 3

 

Главные события в европейских странах

 

№ п/п

Страны

В идеологии

В политике

В экономике

1

Германия

 

 

 

2

Франция

 

 

 

3

Великобритания

 

 

 

4

Италия

 

 

 

 

Предлагаются дополнительные сведения об экономическом развитии Европы. Например, если в США 60% капитала находилось в руках монополистов, то в Германии 9 берлинских банков имели 83%, а в Англии 12 банков держали в собственности 70% капитала.

В конце урока дается объяснение понятий “протекторат”, “доминион”, “модернизация”.

Основные понятия.

Пацифизм (лат.) — общественное направление, которое одобряет мир. Милитаризм — политика подготовки к войне и массовое вооружение.

Национализм — политика и идеология, направленные на разжигание межнациональной вражды.

Монархия (греч.) — вид государственного правления (власть одного человека).

Реформа (франц.) — проведение изменений в обществе путем новых законодательных актов.

Конституция — Основной закон государства, определяющий основу государственного устройства и общества.

Домашнее задание: прочитать § 1 учебника, обратить внимание на новые слова, понятия, термины (чтобы вы на следующем уроке правильно и уместно могли использовать их в своих ответах). Закончить заполнение таблицы 3. Составить краткий план ответа на следующем уроке.

 






загрузка...
загрузка...