Североамериканская ассоциация свободной торговли - СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

География - Общая характеристика мира - Часть 2

Североамериканская ассоциация свободной торговли - СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Североамериканская ассоциация свободной торговли (САССТ, или по начальным буквам английского названия – НАФТА) представляет собой новое явление, затрагивающее сразу два крупных региона мира – Северную и Латинскую Америку.

Формирование НАФТА проходило в два этапа: в 1988 г. было подписано двустороннее соглашение между США и Канадой, а в 1992 г. – трехстороннее соглашение между США, Канадой и Мексикой. Вошедшие в ассоциацию страны договорились о постепенной отмене таможенных барьеров, о либерализации режима иностранных инвестиций, о миграции рабочей силы и других мерах, обеспечивающих "прозрачность" границ между ними. Уже в 1994 г., когда началась реализация трехстороннего соглашения, США и Канада отменили пошлины на 80 % мексиканских товаров, а Мексика – на 40 % американских и канадских.

В отличие от Европейского союза в НАФТА нет никаких наднациональных органов, она задумана именно как общий рынок. Но по своим размерам и роли в мировой экономике обе эти группировки вполне сопоставимы. Так, по численности населения (441 и 49Змлн чел.) НАФТА несколько уступает Евросоюзу, а по доле с ВМП (21–22 %) они примерно равны. Гораздо более существенное отличие НАФТА от ЕС заключается в ее, если можно так выразиться, асимметричности. В самом деле, в общем ВВП трех стран на США приходятся 85 %, тогда как на Канаду – 7, а на Мексику – 8 %. По показателю душевого ВВП США и Канада различаются не очень сильно, но Мексика отстает от них в три-четыре раза.

Тем не менее, поскольку НАФТА все-таки сформировалась, то в этом должен был быть какой-то резон для каждой из стран "триумвирата". Постараемся его раскрыть.

Масштабы торговой взаимозависимости США и Канады всегда были и остаются очень большими. На Канаду ориентируется около 1/5 внешней торговли США, и она традиционно является самым крупным их торговым партнером. На США приходятся почти 85 % канадского экспорта. Примерно 2/3 прямых иностранных инвестиций в Канаду идут из США, но и в США направляются канадские инвестиции. Так что заинтересованность обеих стран в развитии сотрудничества вполне объяснима. Она увеличивает их конкурентоспособность на мировом рынке. (В 2007 г., по данным Всемирного экономического форума, по уровню конкурентоспособности США занимали первое, а Канада – одиннадцатое место в мире.)

Торговые связи США и Мексики также отличаются значительными масштабами, и Мексика недавно стала вторым по значению после Канады торговым партнером США, оттеснив Японию на третье место. В США направляется примерно 85 % всех мексиканских товаров, а доля Мексики во внешней торговле США составляет 11–12 %.

Но обоюдная заинтересованность этих двух стран не ограничивается внешней торговлей. Необходимо учитывать и такой аспект, как интерес США в иммиграции дешевой (стоимость ее в шесть раз меньше, чем в США) рабочей силы из Мексики, а Мексики – в эмиграции своих "лишних людей". С 1960 по 1980 г. только легально в США прибыло 2,8 млн мексиканцев, численность же нелегалов была значительно большей. Кроме того, в США из Мексики ежегодно прибывают еще 2–4 млн сезонных рабочих. Ориентация на мексиканскую рабочую силу привела также к тому, что вдоль всей "прозрачной" границы США и Мексики, имеющей протяженность более 3300 км, сформировались "двойные" города, в которых разместились более 150 предприятий экспортной ориентации (так называемых макиладорес), на которых заняты 300 тыс. мексиканских рабочих.

Торгово-экономические отношения Канады и Мексики до недавнего времени действительно были слабо развиты. Но теперь они начинают активизироваться; увеличиваются канадские прямые инвестиции в экономику Мексики.

Тем не менее уже в первые годы существования НАФТА пришлось встретиться с целым рядом трудностей. В качестве примера можно привести введение более строгих правил пересечения границы между США и Мексикой со стороны США с целью уменьшения иммиграционного потока. Может быть, поэтому изменились и первоначальные планы втягивания в состав НАФТА других латиноамериканских стран и создания со временем единой зоны торговли, простирающейся едва ли не от Аляски до Огненной Земли. Во всяком случае, вопрос о приеме в НАФТА Чили был уже фактически решен, но затем его осуществление было приостановлено.

К сказанному можно добавить, что в начале 2000 г. было заключено важное соглашение между НАФТА и ЕС, предусматривающее снятие некоторых торговых барьеров. Оно должно оказаться выгодным для всех трех стран – членов НАФТА. Но больше всего от него может выиграть Мексика, товары которой получают выход не только на североамериканский, но и на европейский рынок. Взаимное снижение пошлин на мексиканские и европейские товары должно пройти несколько этапов и закончиться в конце 2000-х гг.