Предисловие

География 9 класс сборник заданий эффективная подготовка к ОГЭ

Предисловие

В настоящее время в Российской Федерации проводится апробация новой формы основного государственного экзамена (ОГЭ) выпускников 9 классов. При разработке экзаменационных материалов по данной форме творчески используется весь опыт прошлых лет, накопленный при создании контрольных измерительных материалов, включая ЕГЭ.

Назначение ОГЭ по географии в 9 классе — оценить уровень общеобразовательной подготовки по географии выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы.

Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии (приказ Минобразования России 05.03.2004 № 1089 “Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования”).

Отбор содержания, подлежащего проверке в экзаменационной работе ОГЭ, осуществляется в соответствии с разделом стандарта “Обязательный минимум содержания основных образовательных программ” Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии и в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по географии к уровню подготовки выпускников.

В каждый вариант экзаменационной работы включаются задания, проверяющие содержание всех основных разделов курсов школьной географии 6-9 классов:

— Источники географической информации.

— Природа Земли и человек.

— Материки, океаны, народы и страны.

— Природопользование и геоэкология.

— География России.

Тестовые задания проверяют следующие умения:

— определять географические координаты, направления, расстояния по карте и плану местности,

— определять различия в поясном времени различных территорий,

— читать карты различного содержания,

— анализировать статистический материал,

— воспроизводить знания фактов и (или) причинно-следственных и пространственных связей,

— показывать на карте географические объекты и ареалы распространения явлений,

— описывать географическое положение,

— определять тип объекта согласно классификации,

— сравнивать свойства географических объектов,

— определять географические объекты и явления по их существенным признакам;

— устанавливать причинно-следственные и пространственные связи,

— определять и объяснять особенности территории на основе использования различных источников географической информации.

При разработке тестовых заданий для ОГЭ особое внимание уделяется проверке умений учащихся анализировать и обобщать географическую информацию, соотносить знания и умения из различных курсов школьной географии с жизненным опытом, применять полученные в школе географические знания и умения в ситуациях, близких к реальным, жизненным. Важной является и проверка сформированности умений извлекать и анализировать данные из различных источников географической информации (карты атласов, статистические материалы, диаграммы, тексты СМИ).

В экзаменационную работу для 9 класса включены задания различного уровня сложности и различных типов: на выбор одного варианта ответа из четырех, с кратким ответом, на установление соответствия, на установление правильной последовательности и с развернутым ответом.

На выполнение этой работы по географии в 9 классе в 2012 г. отводилось 2 часа (120 минут).

Девятиклассники должны знать, что во время ОГЭ они должны быть обеспечены линейками, непрограммируемыми калькуляторами и географическими атласами для 7, 8 и 9 классов (любого издательства).

Выполнение задания в зависимости от типа и трудности оценивается разным числом баллов. Верное выполнение каждого задания с выбором ответа и кратким ответом оценивается в 1 балл. За выполнение заданий с развернутым ответом в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 2 баллов.

Проверку экзаменационных работ (заданий с развернутыми ответами) осуществляют специалисты-предметники, прошедшие специальную подготовку по проверке и по оцениванию заданий с развернутыми ответами.

Максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы — 33 балла.

Таблица 1

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

“2”

“3”

“4”

“5”

Общий балл

0-11

12-19

20-27

28-33

Предложенная нижняя граница баллов для выставления отметки “3” является ориентиром для территориальных предметных комиссий и может быть снижена, но не ниже чем до 10 баллов.

Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 24 баллам.

На экзамене в аудиторию не допускаются специалисты по географии. Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по географии.

При подготовке к экзамену рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Минобрнауки России и включенные в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

Кроме того, при подготовке к экзамену можно пользоваться и рядом пособий, одним из которых может служить данное издание. В нем, в помощь учащимся к подготовке к экзамену по географии в 9 классе, представлены справочные материалы по предмету, даны методические объяснения к выполнению ряда заданий, имеется достаточно большой объем самих тестовых заданий, которые максимально приближенны к контрольно-измерительным материалам ОГЭ по форме, типу и содержанию, а также есть ответы на все задания.

Данное пособие может помочь учащимся успешно подготовиться к ОГЭ. Выполнив тестовые задания и сравнив результаты с эталонами ответов, учащиеся смогут оценить уровень своей подготовки, выявить возможные пробелы в своих знаниях, составить реальное представление о том, насколько сложные задания им предстоит выполнить в ходе экзамена по географии. Все это поможет учащимся как самостоятельно, так и с помощью учителя провести качественную подготовку к сдаче экзамена по географии, причем не обязательно в тестовой форме. Пособие будет полезно и выпускникам школы, готовящимся к единому государственному экзамену (ЕГЭ), так как форма заданий и выносимое на проверку содержание в целом соответствуют и ЕГЭ, только для 11 класса оно немного расширяется.