загрузка...

География 9 класс Поурочные разработки к учебнику Дронова В. П. и Алексеева А. И.

Раздел 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ

 

Урок 5. Сфера влияния России. Геополитическое влияние

 

Цели: Сформировать представление о влиянии России на положение дел в мире. Познакомить с путями влияния страны на положение дел в мире. Рассмотреть изменение геополитического влияния России с XVI по XXI в. Дать определение понятию «геополитическое влияние».

Оборудование: Политико-административная карта России, политическая карта мира, портреты В. Беринга, Г. Шелихова и др.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

1) Взаимоопрос с использованием графоконспекта (на контурной карте) или плана-конспекта. Происходит в парах или группе по 3-4 человека. Один ученик рассказывает своему соседу или группе учеников, которые оценивают его выступление. Затем отвечает другой ученик, и так продолжается, пока все не выступят.

2) Отчет по индивидуальным заданиям, данным на предыдущем уроке (См. домашнее задание в уроке № 4).

3) Письменный диктант (кратко ответить на вопросы):

1. В XIII в. новым центром русских земель стала ... (Москва.)

2. Расселение славян происходило на ...

а)  север;                       

б) юг;

в) северо-восток;           

г) запад.

3. Очень важное значение для Руси имел выход к реке ... (Волге.)

4. Первый русский отряд под командованием Ермака пересек ... горы (Уральские.)

5. Слабо освоенные земли к югу от Оки, подвергавшиеся набегам кочевников называли ... («Дикое поле».)

6. Южные степи европейской части России и Украины называли ... (Новороссия).

7. Сельскохозяйственное освоение Сибири началось лишь ...

а) в XVIII в.

б) в XIX в.                     

в) в XX в.

8. В 50-х годах XX в. массовое последнее сельскохозяйственное переселение происходило в связи ... (с освоением целинных земель).

9. В 1703 г. на берегу Финского залива был основан город ... (Санкт- Петербург).

10. Положительное сальдо миграций - это:

а) разность между числом прибывших на какую-либо территорию и числом покинувших ее за год;

б) это превышение числа прибывших над числом убывших с территории;

в) это превышение числа убывших над числом прибывших на территории людей.

 

III. Изучение нового материала

По ходу беседы учащиеся делают краткую запись в тетрадь, выделяя временные отрезки:  XVI- XVII вв.; XVIII в.; XIX в.; XX в.

- Сегодня мы рассмотрим геополитическое влияние России, т. е. влияние России на положение дел в мире на протяжении 500 лет. А также определим современное геополитическое влияние России. (Термин «геополитика» записан на доске, а ученики находят его объяснение в словаре учебника.)

Влияние России на положение дел в мире осуществляется несколькими путями:

а) влияние военной силой (к государству, имеющему сильную армию прислушиваются);

б) экономическими связями (торговля, совместное производство, выдача займов;

в) культурные связи (гастроли артистов, прокат фильмов и т. д.).

Далее учитель рассматривает влияние России в мире в определенные моменты истории, начиная с XVI века. Для этого можно использовать следующий план:

1) с XVI в. до Петра I:

- слабое влияние на Европу;

- влияние на Турцию, Крым, Кавказ;

- продвижение на восток на Амур;

- конфликт с Цинской империей, подписание Нерчинского договора 1689 г.

2) XVIII в. - от Петра I до Павла I:

- флот на Балтике: влияние России на европейскую политическую жизнь резко возросло;

- Семилетняя война: русские войска на территории Пруссии, взятие Берлина в 1760 году;

- 1770 г.: флот России на Средиземном море;

- 1798 г. - походы адмирала Ф. Ушакова: военное влияние России на Европу.

3) XIX век:

- Отечественная война 1812 года и заграничные походы русской армии в 1813-1815 гг., победа над Наполеоном, взятие Парижа в 1814 году;

- «Священный союз» (Россия, Пруссия, Австрия) контролирует ситуацию в Европе;

- присоединение территории Средней Азии;

- отказ от Аляски открытой экспедицией Витуса Беринга и Алексея Чирикова в 1741 г.;

- заселение Приамурья на Дальнем Востоке, основаны города Николаевск, Хабаровск, Владивосток; пограничный договор с Китаем;

- освобождение православных сербов, черногорцев, болгар от турецкого ига: военное влияние России;

4) XX век:

- проникновение на территорию Северо-Восточного Китая: строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).

- русско-японская война;

- 1914-1918 гг.: Первая мировая война;

- 1917 год: Октябрьская революция;

- 1939-1945 гг.: Вторая мировая война;

- образование блока НАТО и блока стран Варшавского договора, противостояние СССР и США, холодная война;

- 1991 г.: распад СССР.

Задание:

- Покажите на карте республики, входившие в состав бывшего СССР, а также их столицы. Как они теперь называются?

- С какими из бывших союзных республик Россия имеет общую границу, а с какими нет?

- Найдите на карте КВЖД город Харбин, Квантунский полуостров, Желтое море, Курильские острова, г. Сахалин, штат Аляска (США), Афганистан, Ионические острова в Средиземном море, Турцию.

 

IV. Закрепление

- Когда геополитическое влияние России было наиболее значительным? (XVII-XIX вв. и в XX веке после Великой Отечественной войны до распада СССР.)

- Объясните слова А. С. Пушкина о том, что «Россия вошла в Европу как спущенный корабль, под стук топора и грохот пушек. К какому периоду российской истории они относятся?

- Как вы думаете, как изменилось геополитическое влияние России после распада СССР?

- Почему можно утверждать, что геополитическое влияние России во второй половине XX века было глобальным? (1. Россия является одним из немногих государств, располагающих атомным оружием: подводными лодками, стратегическими бомбардировщиками и баллистическими ракетами, снабженными ядерными боеголовками, то есть Россия - мощная военная держава; 2. Россия входила в различные блоки: ООН, СЭВ, Варшавский договор и др., участвовала в решении конфликтов во многих странах мира: во Вьетнаме, в Анголе; 3. Россия оказывала экономическую помощь (разведка полезных ископаемых, строительство промышленных объектов) многим социалистическим странам и странам, выбравшим некапиталистический путь развития.)

 

Домашнее задание

По уч. А.: § 3.

Ответить на вопросы для самооценки, с. 19;

На контурной карте отметить объекты, упомянутые в § 3 (по желанию).

Составить 5 вопросов по § 3 и подготовить на них ответы.

«Что это, кто это?» (по § 3 объясните):

а) Яик - это ... (старое название реки Урал);

б) Маньчжурия - это ... (Северо-Восточная провинция Китая);

в) Ф. Ф. Ушаков - это ... (русский адмирал, одержавший победы над турками и французами в Средиземном море);

г) Корфу - это ... (остров (по-гречески - Керкира), один из группы Ионических островов до 1807 года был военной базой русского флота);

д) Григорий Шелихов - это ... (основатель Русско-американской компании, Российский «Колумб»);

е) Геннадий Иванович Невельский - это ... (русский офицер, в 1850 г. основал Николаевский пост в низовье Амура, сейчас город Николаевск-на-Амуре);

ж) КВЖД - это ... (Китайско-Восточная железная дорога, соединившая Читу и Владивосток через Маньчжурию).

Для любознательных

Подготовить одно или несколько сообщений на тему влияния России в мире в отдельные исторические периоды.





загрузка...
загрузка...