загрузка...


География 9 класс Поурочные разработки к учебнику Дронова В. П. и Алексеева А. И.

Раздел 5. РАЙОНЫ РОССИИ

 

Урок 46. Экономическое районирование

 

Цели: Познакомить учащихся с причинами районирования России, определить условия, влияющие на специализацию района. Изучить подходы к районированию территории и виды районирования. Сформировать представление об экономических районах России и их составе. Дать определение понятиям «экономический район», «отрасль специализации», «федеральный округ». Развивать умение работы с контурными картами, научить определять отрасли специализации экономических районов.

Оборудование: Политико-административная карта России с границами экономических районов, физическая карта России.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Изучение нового материала

- Россия - огромная страна, которая имеет разнообразные природные условия и ресурсы, условия жизни людей, историю освоения.

Каждая территория специализируется на производстве нескольких видов продукции и услуг, которыми обеспечивает другие части страны. В свою очередь территория получает из других частей страны ту продукцию и те услуги, которых ей не достает.

Запись в тетрадь

Обмен результатами труда называется географическим и территориальным разделением труда. ГРТ (географическое разделение труда) выражается в специализации территорий, которая дает возможность экономить труд и повышать его производительность:

 

 

- Итак - ГРТ (географическое разделение труда выражается в специализации территорий, которая дает возможность экономить труд и повышать его производительность). Результатом географического разделения труда являются экономические районы.

Запись в тетрадь

Экономический район - это территория, страны, состоящая из нескольких субъектов (областей, республик, краев), которая отличается от других своей специализацией.

Как определить отрасли специализации? Для этого существует коэффициент специализации:

 где

П - доля продукции района, в общем производстве страны,

Н - доля населения района в общем населении страны.

Если К > 1, то данная отрасль является отраслью специализации.

Задания:

- По уч. А., с. 308, табл. 1 и с. 317, прил. табл. 4, с. 197, рис. 61 определите специализацию Центрального и Северного районов России.

- По уч. Д., с. 373, табл. 3 и с. 8, табл. 2 определите отрасли специализации Европейского Севера и Центральной России.

- Согласно последней переписи, население России составляет 145 млн. человек. Население Центрального района 32 млн. чел. Определим показатель Н - долю населения района:

Доля промышленной продукции превышающей 22% населения - по машиностроению (28,9%) и пищевой промышленности (22,6%).

Северный район. Численность населения 5,7 млн. человек:

Доля населения района составляет - 4%.

Смотрим Северный район (табл. 4): доля продукции топливной промышленности 16,1%, т. е. продукции производится в 4 раза больше нужд района; продукции черной металлургии (24%) больше в 6 раз, цветной (8,5%) больше примерно в 2 раза, пищевой (9%) больше в 2 раза, лесной (20,9%) больше в 5 раз.

Вывод: Следовательно, отраслями специализации, т. е. ведущими, главными, экспортными отраслями Северного района являются: топливная промышленность (К = 4), черная металлургия (К = 6), цветная металлургия (К = 2), пищевая промышленность (К = 2), лесная (К = 5).

- В экономическом районе кроме отраслей специализации имеются вспомогательные отрасли, которые способствуют развитию главных отраслей (отраслей специализации). Например, энергетика, производство оборудования для отраслей специализации (для рыбной промышленности Северного района - ремонт судов, производство тары).

Третья группа отраслей, которая должна быть представлена в районе, обеспечивает население одеждой, продуктами питания, услугами - отрасли, обслуживающие население.

 

 

Одна из форм территориальной организации хозяйства – территориально-производственные комплексы (ТПК) и научно-производственные комплексы, их называют - технополисы.

ТПК - дает экономию средств за счет близкого размещения взаимосвязанных предприятий, использующих единую транспортную сеть, энергетическую, строительную базу, природные и трудовые ресурсы, дает возможность использования вторичного сырья (металлолом, например) и отходов. ТПК различаются по охвату территории, составу отраслей (уч. Д., табл. 47, с. 205).

Задания:

- Назовите ТПК от самого низшего уровня до макроуровня? (1. Микроуровень - промышленные узлы (город); 2. Мезоуровень - область, часть ее, или крупный промышленный узел (Самарский, Нижегородский); 3. Районный ТПК - КМА (металлургический комплекс); 4. Макрорайон - Волго-Уральский, Центральная Россия; 5. Общероссийский (Газпром).)

- Назовите, к каким ТПК разного ранга относится экономика вашей местности?

- Назовите научно-производственные комплексы разных уровней? (НПК - крупных городов Москвы, Санкт-Петербурга, Н. Новгорода, Новосибирска.)

- Приведите примеры. (Технополисы (города - науки с крупными научными и учебными центрами, новейшими отраслями); технопарки - небольшие научные комплексы, разрабатывающие новейшие технологии.)

Функции, которые должно выполнять районирование:

1. упорядочение информации о территории;

2. синтез информации для выработки целостного представления о районах;

3. создание «образов районов».

- Создание «образа района» важно для каждого жителя страны, так как жители любой страны должны представлять свой район и в целом Россию.

Задания:

- Назовите признаки районирования, которые легли в основу районирования России (по уч. А., с. 191). Какой вид районирования выбран?

а) сплошное или «выборочное;

б) стабильное или плавающее;

в) объективные или субъективные;

г) иерархическое или одноуровневое;

д) проблемное или исследовательское;

е) индивидуальное или типологическое;

ж) частное или комплексное;

з) однородное или узловое.

В результате изучения видов районирования учащиеся приходят к выводу, что районирование в России (сплошное, стабильное, одноуровневое, исследовательское, индивидуальное, комплексное, однородное, объективное).

Рекомендация:

Вопрос о подходах к районированию непонятен учащимся, так они не знакомы с самими районами, и сделать вывод по многим признакам районирования не могут. Лучше этот вопрос изучить в конце темы «районы России» как обобщающий тему.

На этом же уроке поработать с политико-административной картой и дать знания учащимся о том, что по Конституции Российской Федерации (от 12 декабря 1993 г. - мы живем в федеративном государстве, состоящем из 89 равноправных субъектов Федерации.

В состав России входит: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального подчинения, 10 автономных округов, 1 автономная область.

Работа с картой:

- Пополитико-административной карте (уч. А., форзац; уч. Д., рис. 1, с. 7) найдите 21 республику России и их столицы. (1. Якутия (Саха) - Якутск; 2. Коми - Сыктывкар; 3. Карелия - Петрозаводск; 4. Удмуртская республика - Ижевск; 5. Татарстан - Казань; 6. Башкортостан - Уфа; 7. Марий-Эл - Йошкар-Ола; 8. Чувашия (Чаваш) - Чебоксары; 9. Мордовия - Саранск; 10. Дагестан - Махачкала; 11. Чечня (Ичкерия) - Грозный; 12. Ингушетия - Магас; 13. Северная Осетия (Алания) - Владикавказ; 14. Кабардино-Балкария - Нальчик; 15. Карачаево-Черкесия - Черкесск; 16. Адыгея - Майкоп; 17. Калмыкия - Элиста; 18. Алтай - Горноалтайск; 20. Тыва - Кызыл; 20. Хакасия - Абакан; 21. Бурятия - Улан-Удэ.)

- Найдите на карте автономные округа, назовите главные города округов? (1. Ненецкий АО - Нарьян-Мар; 2. Ямало-Ненецкий АО - Салехард; 3. Ханты- Мансийский АО - Ханты-Мансийск; 4. Таймырский (Долгано-Ненецкий АО) - Дудинка; 5. Эвенкийский АО - Тура; 6. Корякский АО - Палена; 7. Чукотский АО - Анадырь; 8. Арчинский Бурятский АО - Арчинское; 9. Усть-Ордынский Бурятский АО - Усть-Ордынская; 10. Коми-Пермяцкий АО (по референдуму вошел в состав Пермской области и перестал существовать).)

Отработав карту (на что понадобится минут 5-6), учащиеся знакомятся с делением России на федеральные округа, созданные по указу Президента в мае 2000 года с целью укрепления федеральной государственной власти и контроля за исполнением законов Конституции России, решений федеральной власти в субъектах Федерации.

Федеральные округа подчиняются Президенту через назначенных им полномочных представителей Президента. Федеральных округов - 7.

Вопросы к классу:

- К какому федеральному округу относится ваша область (республика, край, автономный округ)?

- Назовите центры федеральных округов. (Центральный федеральный округ (центр - Москва); Северо-Западный округ (центр - Санкт-Петербург); Южный округ (центр - Ростов-на-Дону); Приволжский округ (центр - Нижний Новгород); Уральский округ (центр - Екатеринбург); Сибирский федеральный округ (центр - Новосибирск); Дальневосточный округ (центр - Хабаровск).)

Экономических районов - 11.

Это деление, применяемое правительственными округами, часто называют «госплановским», т. к. эту схему районирования разработал Госплан. Это районирование используется проектными организациями, по нему сводится статистика.

Работа с картой:

- На политико-административной карте (уч. А., рис. 59; уч. Д., рис. 1 и рис. 63) покажите экономические районы и определите их состав. (1. Центральный (12 областей и Москва); 2. Центрально-Черноземный (5 областей); 3. Северо-Западный (3 области и Санкт-Петербург); 4. Северный (3 области, 2 республики, 1 автономный округ); 5. Волго-Вятский (2 области и 3 республики); 6. Поволжский 6 областей и 3 республики); 7. Северо-Кавказский (1 область, 2 края, 7 республик); 8. Уральский (5 областей, 2 республики) - эти экономические районы образуют Западную экономическую зону; 9. Западно-Сибирский район; 10. Восточно-Сибирский район; 11. Дальневосточный район - три района Сибири и Дальневосточный район образуют Восточную экономическую зону.)

При изучении экономического района будем использовать план характеристики района:

1. Состав района (субъекты РФ, природные единицы).

2. Физико- и экономико-географическое положение района:

- положение по отношению к другим странам, регионам;

- положение по отношению к хозяйственным центрам;

- положение по отношению к транспортным путям;

- положение по отношению к главным грузопотокам;

- положение по отношению к внешним рынкам.

3. Природные условия и ресурсы (минеральные, земельные, агроклиматические, лесные, водные, рыбные, рекреационные).

4. История освоения территории и формирования хозяйственного комплекса: влияние на структуру и территориальную организацию хозяйства. Этапы освоения района

5. Население и трудовые ресурсы

- естественное и механическое движение населения;

- национальный состав;

- рынок труда, занятость населения.

6. Хозяйство: отрасли специализации, крупные центры (промышленные узлы).

7. Транспортная сеть.

8. Проблемы района и перспективы его развития.

 

III. Закрепление

Предлагается составить свой проект районирования России и как вариант предлагается деление России на 2 широтные социально-экономические и экологические зоны: зона Севера и основная зона расселения и хозяйственного освоения. Можно также обсудить проблемы конкретных экономических районов.

 

Домашнее задание

По уч. А.: § 41-42;

По уч. Д.: § 38-39.

1. Отметить на контурной карте границы экономических районов, подписать районы.

2. Выполнить задание (по уч. А.) № 2-3, с. 200.

3. Творческое задание: «Экономические районы существуют реально или это абстрактное понятие?»

4. На контурной карте отметьте республики и подпишите их столицы.






загрузка...
загрузка...