загрузка...

География 9 класс Поурочные разработки к учебнику Дронова В. П. и Алексеева А. И.

ВВЕДЕНИЕ

 

Урок 1. Что мы будем изучать?

 

Цели: Сформулировать задачи курса экономической и социальной географии России. Показать значение географии, как науки, в изучении окружающего мира. Познакомить с учеными географами России. Вызвать интерес к изучению географии хозяйства и населения. Познакомить учащихся с особенностями структуры учебника.

Оборудование: Физическая и политико-административная карты Российской Федерации, портрет Н. Н. Баранского.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Вводная беседа

На доске слова географа Юрия Константиновича Ефремова: «Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю».

- В 8 классе мы познакомились с природой нашей Родины, самой большой по площади страны мира. Страны, обладающей разнообразными природными ресурсами и природными условиями.

В 9 классе мы будем знакомиться с хозяйством на территории России и ее населением. Эта часть географии называется социально-экономическая или общественная география.

Найдите краткий словарь терминов на с. 376 (уч. Д.1) и с. 328 (уч. А.2). В курсе экономической географии много новых терминов, которые необходимо понимать, в этом нам и поможет краткий словарь терминов. Найдите объяснение слова анклав. Это часть территории государства, окруженная со всех сторон другими государствами и не имеющая морского берега. Если анклав имеет морской берег, его называют полуанклавом. Ребята, что такое Калининградская область России? (Полуанклав.) Назовите другие слова из словаря, не знакомые вам.

В 9 классе мы будем также использовать цифровой справочный (статистический) материал, который помещен в таблицах приложения (уч. А. с. 308), а у авторов Рома и Дронова в тексте учебника (например, на с. 338, табл. 69, на с. 4, табл. 1).

В учебнике А. И. Алексеева перед каждым параграфом имеется рубрика «Вам предстоит узнать», которая выделяет основные вопросы параграфа. В конце параграфа имеется ряд вопросов: первая рубрика «Вопросы для самооценки» - по ним вы сможете проверить уровень усвоения материала параграфа. На вопросы этой рубрики есть ответы в учебнике.

В рубрике «Моя точка зрения» вы можете подумать и высказать свою точку зрения, свое суждение на решение проблем, связанных с экономикой России. Может быть, ваше решение и будет неправильным, но вы в будущем столкнетесь в своей жизни с проблемами хозяйства России и решить их очень полезно.

В учебнике также есть рубрика «Представьте, что...», которая приглашает вас к дискуссии, моделирует какую-либо ситуацию, диалог, в котором вы участвуете. Вам необходимо определить свою позицию и убедить собеседника в своей правоте или понять позицию другого человека.

В рубрике «Проблема ждет вашего решения» вам предлагается смоделировать географический процесс, построить прогноз развития экономики района, или решить проблему, стоящую перед территорией страны.

Рубрика «Мой край в судьбе России» позволит вам на уроке и во внеурочное время познать особенность своей малой родины: города, села, района. А «Социокультурный практикум» позволит вам провести исследование своего края: экономики, населения, проблем своей родины.

Каждая часть имеет тематическое обобщение «Подведем итоги» с рубриками «Оценка ваших достижений» и «Обмен ценностями», вопросы которых позволяют подвести итоги изученной части учебника.

Экономическая и социальная география - это не только школьная дисциплина, но и серьезная наука, основателем которой является Николай Николаевич Баранский. (Возможна подготовка одним или несколькими учениками сообщения о Н. Н. Баранском, его биографии и деятельности.)

Экономическая география изучает хозяйство страны и делится на отрасли: география промышленности, география сельского хозяйства, география транспорта, география населения и т. д.

Мы будем изучать географию населения и хозяйства России.

И первая часть нашего курса - это география компонентов хозяйства и населения. Но, изучив географию транспорта, промышленности, сельского хозяйства, очень трудно представить образ какой-то отдельной части страны, необходимо и комплексное изучение отдельных районов: хозяйства Урала, Европейского Севера, Западной Сибири и т. д.

В настоящее время география занимается не только описанием, но и объяснением, прогнозом, управлением и правильным размещением новых хозяйственных объектов - дорог, городов, ГЭС, заводов и т. д. На доске схема, показывающая задачи географии, как науки:

 

 

(Схема есть в учебнике Алексеева, в учебнике Дронова, Рома ее нет.)

В 9 классе мы познакомимся с проблемами хозяйства России экономическими, социальными, экологическими, демографическими. Выявив отличительные черты территории (ее хозяйства, населения, проблемы), мы должны и предположить, а затем аргументировано объяснить (что очень сложно сделать), какое будущее имеет эта территория. Например, Сибирь и Дальний Восток слабо заселены, здесь на огромных площадях нет дорог, между населенными пунктами большие расстояния. В будущем здесь необходимо осваивать богатейшие природные ресурсы, строить города, заводы, дороги. А в некоторых городах Сибири настолько много «грязных» предприятий (например, в Кузбассе), что дальнейшее строительство с экологической точки зрения невозможно.

Где и почему построены в России города и заводы, дороги и порты, дома отдыха и шахты? Почему город Санкт-Петербург, основанный Петром Великим, процветает и сейчас, а из Воркуты люди уезжают? Почему исчезли тысячи деревень, десятки городов? Как избежать ошибочного выбора места для создания новых объектов? Сейчас в России тысячи недостроенных заводов, дорог, электростанций и т. д. Это - выброшенные на ветер деньги населения страны.

География должна помочь обществу в решении хозяйственных проблем и создать у каждого жителя России «образ страны», «образ республики, области, образ города», «образ села», то есть образ его Родины.

Для понимания образа территории необходимо знать, как исторически развивалась экономика (хозяйство) территории, как заселялась территория, какими природными ресурсами она обладает. И, конечно же, нам очень пригодятся знания о природных условиях России и ее частей. Мы помним, что люди селятся в районах с благоприятными условиями. Таковыми являются - равнинный рельеф; наличие реки, озера, моря; теплое лето и мягкая зима; достаточное увлажнение, пышная растительность и т. д.

Но этого нет в Воркуте, Норильске, Новом Уренгое. В этих городах холодное и короткое лето, длинная и суровая зима, здесь тундра и вечная мерзлота. Почему же люди живут в таких неблагоприятных условиях?

 

III. Закрепление

- Что изучает экономическая и социальная география России? (Экономику (хозяйство) и население и их размещение на территории страны.)

- Кто является основателем экономической географии России? (Н. Н. Баранский.)

- Каковы основные задачи географии? (Описание, объяснение процессов происходящих в стране, предсказание или прогноз изменений, которые могут наступить при том или ином воздействии человека, управление географическими объектами, создание новых объектов, т. е. география должна помогать обществу решать те или иные конкретные проблемы, т. е. выполнять практические жизненные важные для населения и хозяйства страны задачи.)

- Поясните слова царя Бориса из драмы А. С. Пушкина «Борис Годунов»:

Царь. А ты, мой сын, чем занят? Это что?

Федор. Чертеж земли московской; наше царство  

Из края в край. Вот видишь: тут Москва,

Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море.

Вот пермские дремучие леса.

А вот Сибирь.

Царь. А это что такое

Узором здесь виется?

Федор. Это Волга.

Царь. Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!

Как с облаков ты можешь обозреть

Все царство вдруг: границы, грады, реки.

Учись мой сын: наука сокращает

Нам опыты быстротекущей жизни –

Когда-нибудь, и скоро, может быть.

Все области, которые ты ныне

Изобразил так хитро на бумаге

Все под руку достанутся твою

Учись мой сын, и легче и яснее

Державный труд ты будешь постигать.

 

Домашнее задание

1. Ответить на вопросы § 1, уч. А. с. 9 (вопросы для самооценки).

2. Ответьте на вопрос: «В чем значение географии для каждого человека?» (По желанию.)

3. Определите, откуда привезены товары (одежда, продукты питания) используя этикетки (3-5 видов).

4. Нарисуйте на одном листке «образ мира» - образ России, области или республики, города, села, используя символы.

___________________________________________________________

1 Здесь и далее сокращение «уч. Д.» - учебник В. П. Дронова, В. Я. Рома.

2 Здесь и далее сокращение «уч. А.» - учебник А. И. Алексеева, В. В. Николиной.






загрузка...
загрузка...