загрузка...

География 9 класс Поурочные разработки к учебнику Дронова В. П. и Алексеева А. И.

Раздел 3. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ

 

Урок 14. Миграции населения

 

Цели: Изучить особенности миграций в России. Дать определения понятиям «миграция», «иммиграция», «эмиграция», «беженцы», «вынужденные переселенцы», «сальдо миграций». Выявить проблемы, возникающие при активной миграции населения и определить пути решения проблем. Развивать умение анализировать статистические материалы.

Оборудование: Политико-административная карта России, статистический материал.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

1. Устно рассказать об особенностях изменения численности населения России.

2. Охарактеризуйте типы воспроизводства населения.

3. Повторение терминов (см. домашнее задание урока 13; на доске перечень понятий темы).

4. Географический письменный диктант на термины и понятия:

а) Численность населения России составляет ... (145 млн. человек).

б) В каком году прошла последняя перепись населения России? (2002.)

в) Естественное движение или ... (воспроизводство) или ... (процесс непрерывной смены поколений).

г) Переход от одного типа воспроизводства к другому называется ... (демографическая революция).

д) Освобождение от зависимости, угнетения, предрассудков, уравнивание в правах называется ... (эмансипация).

е) Резкое увеличение прироста населения в результате резкого снижения смертности при сохранении высокой рождаемости? (Демографический взрыв.)

ж) Разница между числом родившихся и числом умерших людей? (Естественный прирост населения.)

з) Уменьшение численности населения называется ... (демографический кризис, или депопуляция).

и) Число умерших в возрасте до 1 года на тысячу родившихся называется (младенческая смертность).

к) Высокая рождаемость и высокая смертность наблюдаются при ... (традиционном) типе воспроизводства.

 

III. Изучение нового материала

План лекции на доске:

1. Что такое миграция?

2. Причины миграций.

3. Воздействие переселений на жизнь общества.

4. Насильственные переселения.

5. Миграционные проблемы.

6. Миграции в вашем крае.

Запись в тетрадь

Миграции - переселение людей из одних мест проживания в другие. Миграцию называют еще механическим движением населения.

Миграции делятся на внутренние и внешние. Миграции населения в пределах границ одной страны называются внутренними, а за пределы страны - внешними.

 

Виды миграций

(по схеме уч. А с. 58) и по уч. Д (§ 7, с. 38)

по уч. Дронова

image12

 

по уч. Алексеева

image13

 

Объяснение видов миграций сопровождается вычерчиванием схемы «Виды миграций» и дополнением схемы примерами: (по уч. Д. и А.)

Вопросы к классу:

- Как же мигрировало население СССР и России в XX веке? Что послужило причинами миграции?

- Куда же мигрирует и мигрировала в XX в. часть населения России, имевшая постоянное место жительства?

Рассмотрим наиболее крупные миграции:

1. Самая мощная миграция XX века прошла с 1926 г. по 1988 г. - это переезд людей из села в город, т. е. процесс урбанизации населения.

Вопрос: С чем был связан этот процесс? (С индустриализацией экономики СССР. Большое количество русских переселились в период индустриализации в национальные союзные республики СССР. За 10 лет с 1959 года число русских, живущих в республиках СССР, выросло на 5 млн. человек.)

2. Насильственные переселения до 1917 г. на каторгу и в ссылку в Сибирь и на остров Сахалин. После Октябрьской революции поток ссыльных резко увеличился: это раскулаченные крестьяне в период коллективизации, дворянство, духовенство, интеллигенция.

Вопрос: Назовите наиболее известные факты «переселения народов». Покажите на карте (рис. 12, с. 35, уч. Д.) пути депортации народов. (В 1937 году около 200 тыс. корейцев Приморского края в течение двух недель были вывезены в Среднюю Азию и Казахстан. В 1939 г. сотни тысяч поляков, литовцев, эстонцев, латышей были выселены в Сибирь. В 1941 году все немцы СССР были выселены в Сибирь, на Урал, в Казахстан. В 1943 г. в Сибирь, Казахстан были вывезены чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары, калмыки, турки-месхетинцы, греки, карачаевцы и др. В 1956-57 гг. народы Северного Кавказа были возвращены на свою родину.)

3. Добровольные миграции в 50-х годах XX в. прошли на Юг Сибири и в Казахстан. Русские, украинцы и другие народы ехали на освоение «целинных земель». Массовая миграция прошла и в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это были плановые миграции.

Вопрос: Что означает «плановая миграция» и в чем она заключалась? (Миграция проводилась с целью освоения природных ресурсов неосвоенных районов СССР. Некоторые объекты строились как «ударные комсомольские стройки» с привлечением молодежи, например, БАМ.)

4. Сейчас происходит обратный процесс: массовая миграция из районов Крайнего Севера, Дальнего Востока и Европейского Севера. Инфляция «съела» сбережения жителей Севера, а доходы не компенсировали расходы на питание, одежду, отдых. Северяне уезжают, как правило, в Центральную Россию, Поволжье, на Урал, т. е. в те районы, которые раньше были основными территориями оттока населения.

5. В 90-е гг. XX в. началась миграция из города в село и пригороды, так называемый процесс субурбанизации. В крупных городах из-за неблагоприятной экологической обстановки (шумовое, пылевое загрязнение), высокого уровня преступности, дороговизны земли часть населения выезжает в пригороды и села, где строят коттеджи.

6. Ежегодно в России активизируются сезонные миграции: с началом огородного сезона миллионы людей едут на дачи, сады-огороды; в сезон отпусков - на юг, в деревню и т. д.

Вопрос: Для каких народов характерны сезонные миграции и с чем это связано? (Сезонные миграции характерны и для кочующих народов Севера: оленеводы перегоняют свои стада летом к побережью морей Северного Ледовитого океана, а к зиме оленей перегоняют в лесотундру под защиту леса.) Приведите примеры маятниковых и сезонных миграций. (Маятниковые миграции связаны с вахтовым методом работы на Крайнем Севере.)

 

IV. Закрепление

- Что такое миграции?

- Назовите виды миграций (внутренние и внешние).

- Приведете примеры «переселения народов». (Корейцы, немцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы, поляки и др.)

- Каковы причины миграций? (Насильственные, экономические - заработать деньги.)

- В чем экономическое значение миграций? (Они способствуют территориальному перераспределению работников, освоению новых территорий.)

- Почему снизился миграционный отток жителей села в город? (В городе в условиях экономического кризиса очень трудно устроиться с жильем и работой особенно в малых и средних городах из-за высокого уровня безработицы.)

- Что такое иммиграция, эмиграция? Приведите примеры. (Иммиграция - въезд в страну. Сейчас в Россию едут беженцы и вынужденные переселенцы, большей частью русскоязычное население бывших республик СССР.

Эмиграция - выезд из страны. Эмигрировали из России, а раньше из СССР евреи, немцы. Сейчас усилился отток (утечка) умов, т. е. высококвалифицированных специалистов (музыканты, ученые, инженеры, спортсмены) - элита населения России.)

 

Домашнее задание

По уч. А.: § 13, ответить на вопросы для самооценки с. 62-63.

По уч. Д.: § 7, вопросы, с. 44 (1-6).

1. В каких видах миграций участвовали или участвуют члены вашей семьи?

2. Какие миграционные процессы происходят в настоящее время в вашем субъекте (республике, крае, области)?

Творческое задание по уч. А, с. 63 (на выбор):

«Моя точка «зрения»;

«Проблема ждет вашего решения»;

«Мой край в судьбе России».






загрузка...
загрузка...