Влияние хозяйственной деятельности человека на природу - ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

География 9 класс - Поурочные разработки к учебнику Дронова В. П. и Алексеева А. И.

Влияние хозяйственной деятельности человека на природу - ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Цели: Познакомить учащихся с основными факторами воздействия человека на природу. Дать понятие экологической ситуации. Сформулировать представление об устойчивом развитии России. Развивать умение отстаивать свое мнение и слушать своих товарищей.

Оборудование: Физическая, политико-административная карты России. Кинофильм «Земля у нас одна».

Ход урока

I. Организационный момент


II. Проверка домашнего задания

1) Проверить выполнение домашнего задания по вопросам к § 8 (уч. А., вопросы для самооценки).

В группе из 4 человек один ученик отвечает на вопрос, а трое его слушают. Учитель также может подойти к любой группе и выслушать ответы.

2) Проверить выполнение работы на контурной карте.

3) Проверить выполнение творческого задания (рисунок ландшафта).

4) Проверочный диктант:

- В каком климате жилище может иметь такую крышу?

Ответ: а) влажный климат; б) засушливый.

- В каких климатических условиях ориентация окон может быть такой?

Ответ: а) на севере; б) на юге.

- Какое жилище может быть построено в сейсмоопасной территории, а какое на вечномерзлых грунтах?

Ответ: а) на вечной мерзлоте; б) на подвижных участках земной коры.

- Норма потребления человеком жира составляет 35% в ...

Ответ: а) тундре; б) в степи; в) в пустыне.

- Такое расположение жилищ может быть:

Ответ: а) в горах; б) на равнине.

- Жилище из сырого (необожженного кирпича) называется ...

Ответ: а) саманная хижина; б) сакля; в) юрта.

- Какой вид жилища возможно перевозить при переезде?

Ответ: а) чум; б) саклю; в) иглу; г) юрту.


III. Изучение нового материала

- Природа и человек взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом. Человек не только приспосабливается к природным условиям, но и использует природные ресурсы в хозяйственной деятельности, влияя на природу, изменяя ее качество. Мы используем почву, полезные ископаемые, изымаем огромные площади земель под города, дороги, карьеры и т. д.

План урока-беседы:

1. Повторение изученного о загрязнении окружающей среды в 8 классе.

Вопрос: Какие источники загрязнения вы знаете? (Выбросы промышленных предприятий, загрязнение почвы ядохимикатами, неправильная распашка склонов, сжигание топлива и др.)

2. Определение понятия «экологическая ситуация».

- Чаще всего человек не задумывается о последствиях своего влияния на природу. И тогда ухудшается качество окружающей среды, в результате страдает и его здоровье. Ученые считают, что здоровье человека на 20% зависит от экологической ситуации.

Запись в тетрадь

Экологическая ситуация - это состояние окружающей природной среды на данной территории.

3. Оценка экологической ситуации с точки зрения условий жизнедеятельности человека. (Анализ табл. 1, с. 38, уч. А.)

- По степени критичности выделяют удовлетворительную, кризисную, конфликтную, кризисную, бедственную и катастрофическую экологические ситуации.

Вопрос: Как оценить потенциально экологическую ситуацию в том или ином регионе России? (Уровень хозяйственного освоения косвенно может указывать на экологическую ситуацию: освоенные центральные районы России имеют более неблагоприятную экологическую ситуацию, чем слабо освоенные районы Сибири и Дальнего Востока. Чем выше плотность населения, тем хуже экологическая ситуация. Чем больше «грязных» предприятий скопилось на определенной территории, тем выше уровень загрязнения. Соседние страны, имеющие неблагоприятную экологическую ситуацию, также могут оказать влияние на экологическую ситуацию.) Какие страны могут быть источниками загрязнения воздуха в России? (Учащиеся должны вспомнить, что в умеренных широтах западный перенос воздушных масс и загрязнение из стран Западной Европы распространяется на территорию стран Восточной Европы и Россию.)

- Рассмотрим примеры влияния экологической аварии на Чернобыльской АЭС (Украина) на соседние страны. Радиоактивное облако ветер понес в Белоруссию и республики Прибалтики, повысился радиоактивный фон и в странах Скандинавии (Финляндии). Экологическая ситуация в Чернобыле характеризовалась как аварийная. Последствия этой аварии многие годы сказываются на здоровье людей.

Вопрос: Как избежать подобных экологических ситуаций?

4. Устойчивое развитие.

- Для обеспечения экологической безопасности разработана государственная стратегия перехода России к устойчивому развитию. Устойчивое развитие возможно при понимании тесной взаимосвязи общества и окружающей среды.

Вопрос: Как вы думаете, готово ли наше общество морально развиваться по программе устойчивого развития?

5. Задание.

Найдите в тексте учебника (уч. А., с. 39) пути устойчивого развития:

1. Ресурсосберегающие технологии.

2. Успешное социально-экономическое развитие России (без кризисов, поступательное).

3. Улучшение качества жизни населения.

4. Международное сотрудничество.


IV. Закрепление

- Возможно ли уменьшить потребности человека в природных ресурсах? Объясните свой ответ.

- Что такое экологическая ситуация?

- Как оценивается экологическая ситуация в районе Чернобыльской АЭС?

- Что предусматривает стратегия устойчивого развития.

- В городе Асбесте (на Урале) люди болеют асбестозом из-за высокой концентрации в воздухе волокон полезного ископаемого - асбеста или горного льна - который добывают в карьерах рядом с городом.

- Как вы оцените ситуацию в районе г. Асбеста?


Домашнее задание

По уч. А.: § 9, ответить на вопросы.

1. Каковы особенности экологической обстановки в вашей местности?

2. Каковы причины, влияющие на экологическую ситуацию в вашей местности?

3. Вопросы для самооценки (с. 39).