загрузка...


География 8 класс
Поурочные разработки

Урок 75. Охрана биологических ресурсов

 

Цели и задачи урока:

- Дать знания о заповедниках, заказниках, национальных парках.

- Показать роль органического мира в жизни и деятельности человека.    

- Формировать понимание необходимости охраны природы.

Оборудование: карты «Охрана природы», таблицы «Заповедники», картины заповедников.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Повторение. Проверка домашнего задания Работа в парах

На каждую парту выдается карточка с вопросом о животном и растительном мире России, о приспособлениях к условиям обитания животных растений. Учащиеся обсуждают вопрос в паре и дают ответ. Другие в время слушают, могут дополнять.

Вопросы по карточкам:

Как приспособились к условиям среды животные тундры? (Кочевание у северных оленей в поисках пастбищ, теплый мех на зиму -линька, защитная окраска меха - белый.)

- Как приспособились к условиям обитания животные арктической пустыни? (Пища только в море, поэтому все они хорошо плавают; на суше растений нет, поэтому животные - хищники; защита от холода - густой мех, толстая кожа и слой жира; птицы перелетные, только весной оживают птичьи базары, когда лед отходит от берега.)

- Как приспособились к условиям среды обитания животные тайги? (Обитание ярусное, впадают в спячку, заготовка пищи впрок на зиму, длинные ноги (лось), теплый мех.)

- Как приспособились к среде обитания животные степей? (Гнезда птиц на земле; грызуны обитают в норах, а крупные копытные (сайгаки) живут стадами, т. к. степь - открытая территория, укрыться от хищников и заметить его как можно раньше жизненно важно; суслики, сурки, мыши делают запасы корма; зимняя спячка.) Как приспособились к среде обитания животные полупустынь и пустынь? (На летнюю жару некоторые животные впадают в спячку, многие долгое время могут обходиться без воды (верблюд) или обходятся малым количеством воды (змеи, ящерицы). В жару прячутся в песок (змеи), в поры, а на охоту выходят ночью, быстро перемещаются в поисках воды и пищи (куланы, джейраны, сайгаки, тушканчики).)

- Почему животные лесов не собираются в стада, как животные тундры и степей? (Стаду лосей труднее скрыться в зарослях елово-пихтовой тайги, а хищников заметить из-за деревьев даже стаду очень сложно. Олени в тундре на ветру согревают друг друга, прижимаясь телами, а в тайге нет ветра.)

- Почему в тундре не растут деревья? (Сильные ветры на открытых пространствах тундры и маломощный снежный покров заставляют растения прижиматься к земле. Вечная мерзлота не дает возможности прочно укрепиться в почве, к тому же большую часть года вода в тундре в твердом состоянии, не доступном растениям.)

- Почему в Восточной Сибири тайгу образует только лиственница? (Ель, пихта имеют глубоко уходящие в почву корни, а в Сибири - вечная мерзлота позволяет расти корням только в верхнем слое. В суровые зимы трескается ствол ели, пихты, т. к. в нем много влаги, которая превращается в лед, лиственница сбрасывает хвою, таким образом, сохраняет тепло.)

 

Тестовые задания

1. По видовому составу богаче:

а) мир растений; 

б) мир животных.

2. Среди представителей животного мира по видовому составу богаче:

а) насекомые;       

б) рыбы;     

в) земноводные и пресмыкающиеся;

г) млекопитающие.

3. Найдите ошибку: основными типами растительности России являются:

а) тундра;  

б) степи;    

в) леса;      

г) луга.

4. Найдите ошибку: для растительного покрова тундры характерны:

а) лишайник ягель;      

б) брусника;       

в) типчак;  

г) голубика.

5. Лемминги - представители фауны:

а) тундры;          

б) лесов;             

в) степей;           

г) пустынь.

6. К животному миру степей относятся:

а) дрофа;            

б) стрепет;          

в) косуля;           

г) суслики.

7. К числу основных промысловых пушных зверей не относится:

а) белки;             

б) песец;             

в) выдра;            

г) лиса.

8. Лотос, чилим, пеликаны, осетр охраняются в заповеднике:

а) Астраханском;         

б) Воронежском;          

в) Валдайском.

9. Для сохранения и разведения соболя создан заповедник:

а) Кандалакшский;      

б) Галичья гора;

в) Баргузинский;         

г) Астраханский.

10. Основным продуктом леса является:

а) лекарственное сырье;               

б) древесина;      

в) орехи;    

г) грибы.

Ответы. 1 - б; 2 - а; 3 - г; 4 - в; 5 - а; 6 - а, б, г; 7 - в; 8 - а; 9 - в; 10 - б.

 

III. Изучение нового материала

Биологические ресурсы

К биологическим ресурсам относятся используемые человеком растения и животные.

Роль растений и животных в природе огромна. Схему на доске, а учащиеся - в тетрадях:

 

 

Но существуют и вредные для человека животные - мыши, клещи, комары и другие. Растения - сорняки затрудняют сельскохозяйственные работы. Надо помнить, что нет в природе вредных и полезных организмов. Комары нам не нравятся, но личинками комаров (мотыль) питается рыба.

Часть живых организмов человек использует в хозяйственной деятельности - это биологические ресурсы. Различают растительные ресурсы и ресурсы животного мира.

- Что дают человеку растения?

а) Пища - культурные растения являются основной (на 80%) пищей для людей. Дикорастущие растения являются важным источником витаминов - это ягоды, фрукты, орехи. Грибы и орехи - источники белков.

б) Лес - это и топливо, и сырье, и строительный материал.

в) Луга - это пастбища и сенокосы.

г) Лекарственные растения - это «зеленая аптека».

- Вспомните, какие лекарственные растения вы знаете и используете? (Для заживления ран используется подорожник. От простуды -мать-и-мачеха, Иван-чай, малина. При заболеваниях желудочно-кишечного тракта - зверобой, чистотел, росторопша и др.)

- Что дают человеку животные? Назовите ресурсы животного мира. (Охотничье-промысловые - прежде всего, пушные ресурсы. К пушным животным относятся белка, песец, соболь, куница, бобр, выдра, колонок, норка. Самый ценный мех имеет соболь. Ради мяса и шкуры охотятся на копытных животных: лосей, кабанов, северных оленей. Рога - марала, изюбра, благородного оленя используют для получения лекарства «пантокрин».)

Масштабы использования биологических ресурсов постоянно растут. Человек, осваивая ресурсы, истощает их запасы, а иногда полностью уничтожает: под пашни распахана почти вся степь России; под города, дороги и карьеры заняты огромные площади земель. Уничтожена естественная растительность, а, значит, исчезли и животные. В городах можно увидеть серый асфальт и серых ворон. Многие тысячи гектаров хвойных лесов вы рублены, а на месте их растут вторичные малоценные леса из осины и березы. Значительно снизились и ресурсы животного мира. Наиболее ценим, животные более всего пострадали: почти истребили кавказских туров, зубров, соболя баргузинского. Многие виды занесены в Красную охранную книгу.

Охрана растительного и животного мира.

- Как же человек может спасти животных и растения, нуждающихся охране? (Создать заповедники.)

- Верно, но не только заповедники, но и национальные парки и заказники. Вспомните, какие охраняемые территории есть в вашей местности?

- Чем отличаются заповедники от национальных парков?

Заповедник - это охраняемая территория, где в естественном состоянии сохраняется весь природный комплекс. В заповеднике запрещен любой вид хозяйственной деятельности. Заповедник служит эталоном нетронутых ландшафтов, для сохранения редких и исчезающих видов растений и животных и восстановления их численности.

Один из первых заповедников - Астраханский, был создан в дельте Волги с целью охраны нерестилищ ценных осетровых рыб, водоплавающих птиц (пеликаны, бакланы) и реликтовых редких растений (лотоса).

В России 89 заповедников (16 из них - биосферные). Биосферные заповедники создаются в рамках программы ЮНЕСКО (организация при ООН) «Человек и биосфера». Цель программы и заповедников - сохранить и исследовать различные природные территории. В биосферном заповеднике работает служба мониторинга, исследующая ход всех природных процессов на данной территории.

Национальный парк - это особо охраняемая территория с малонарушенными природными комплексами и уникальными природными и антропогенными объектами. В национальный парк допускается посещение туристов по специальным маршрутам. То есть национальный парк играет роль и рекреационного объекта.

В России 29 национальных парков, а в 1986 году в СССР их было еще 13 в Эстонии, Латвии, Армении и других республиках.

Заказники - это территория, где постоянно или временно запрещены отдельные виды и формы хозяйственной деятельности. В заказнике охраняется не весь природный комплекс, как в заповеднике, а только отдельные компоненты, например, один или несколько видов животных, растений.

Природные условия и природные ресурсы

Природные ресурсы - компоненты природы, которые человек использует и хозяйственной деятельности.

 

Роль географической науки в рациональном природопользовании и охране окружающей природной среды

Значение географии в деле охраны природы, рационального использования природных ресурсов и устойчивого развития территорий Российской Федерации трудно переоценить.

Географические науки обладают множеством возможностей для оценки экологического состояния природных комплексов, для выработки рекомендаций по рациональному освоению природных ресурсов и устойчивому развитию различных в физико-географическом и экономико-географическом отношениях регионов нашей страны.

Разработка физико-географических основ природопользования - одна из основных проблем современной физической географии. Правильная организация природопользования требует всестороннего учета и оценки природно-ресурсного потенциала экономико-географами, а антропогенное воздействие на ландшафты - предмет исследований геоэкологов.

Освоение природных комплексов - водных, лесных, земельных и иных ресурсов географической оболочки - основывается на разработанном географами принципе соответствия хозяйственной деятельности природным особенностям территории. Недооценка этого принципа в прошлом привела к тому, что на территории России сокращается площадь лесов, приходят в негодность некогда плодородные земли, загрязнение ее водного бассейна, поверхностных и подземных вод привело к резкому росту заболеваемости населения.

В 60-70-х годах ХХ столетия отечественные географы отстаивали концепцию «преобразования природы» и на основе этой концепции выдвигали грандиозные планы переброски стока северных сибирских рек на юг для того, чтобы обеспечить водой среднеазиатские хлопководческие районы Средней Азии. При этом недостаточно учитывались отдаленные последствия подобных «преобразований», в частности изменения климата, затопление огромных пространств Севера и др. Многие ученые и общественность выступили против и в конце концов от реализации проектов пришлось отказаться. Однако ряд географов и сегодня доказывают необходимость переброски незначительной части стока сибирских рек для решения проблемы высыхания Аральского моря и орошения пахотных земель Казахстана и Средней Азии, других республик Средней Азии, входящих в состав СНГ и крайне заинтересованных в подъеме сельскохозяйственного производства.

Географы-ландшафтоведы работают над изучением состояния ландшафтов в аграрных районах России. Первый такой опыт был получен еще в 1951 году в Зарайском районе Московской области, а впоследствии он был распространен на оценку земель сельскохозяйственного назначения и ландшафтов в Рязанской и Брянской областей. При таких исследованиях учитывались не только физико-географические, но и экономико-географические особенности, включая плодородие почв, их урожайность, качество и количество вносимых минеральных и органических удобрений и др.

С 1956 года географы МГУ возглавляют межвузовские исследования по физико-географическому районированию районов сельскохозяйственного освоения в Нечерноземном центре, Сибири и на Дальнем Востоке.

Для ускорения процесса оптимизации природопользования и более гармоничного развития взаимоотношений между человечеством и природой большое значение имеют комплексные географические исследования, связанные с картографированием территорий, районированием и зонированием, а также моделированием и прогнозированием грядущих изменений в природе и общественном развитии.

Серии карт создаются в рамках государственной программы «Общегеографические карты России» с целью обеспечения всех субъектов Российской Федерации высокоинформативными и достоверными картографическими материалами универсального назначения.

Одним из первых в России по инициативе местных органов управления и академических кругов географов создан Атлас Сахалинской области.

Общегеографические карты краев и областей России выполняются в масштабах от 1:500000 до 1:1000000. Атласы содержат дополнительные карты краевых (областных) центров, а кроме того, примечательные в туристическом, экологическом и ином отношении карты-врезки более крупного масштаба. В качестве исходного картографического материала для составления общегеографических карт используются государственные топографические карты, которые еще в недавние годы были строго секретными. Население, ученые, школьники и студенты могли до недавнего времени пользоваться лишь схематическими мелкомасштабными картами, составленными на основе карт масштаба 1:2500000 с искаженной географической основой. Учебные (для средних школ) физические и экономические карты содержали лишь весьма приблизительную неточную информацию.

Важное достоинство новой серии карт - их деятельность и многоаспектность, а также достоверность отображенной на них информации. Они важны для разработки и создания тематических карт различного содержания в связи исследованиями географов в области природопользования, охраны природы, экологии, изучение природных, трудовых, экономических и социальных ресурсов.

Разнообразна география о природе, заключенная в географических картах о климате, рельефе и гидрографии, растительном и животном мире. Социально-экономические карты включают характеристику населенных пунктов, транспортной сети, административно-территориального деления регионов, особо охраняемых территорий и др. К примеру, объекты водного транспорта - морские и речные порты, якорные стоянки, пристани - выделены в качестве самостоятельных объектов. На карты нанесены также основные аэропорты, туристические объекты и разнообразная другая полезная информация.

Картографирование (в зависимости от цели) имеет комплексную или отраслевую направленность отображения пространственно-временных и пространственно-ресурсных взаимосвязей. В первом случае атлас или серия карт характеризуют территорию (акваторию) таким образом, чтобы дать оценку и прогноз состояния ресурсов. Во втором случае отображается состояние одного из компонентов геосистемы (ландшафта). При этом учитываются следующие принципы: комплексность отображения, дающая в совокупности целостную картину состояния территории или акватории. Карты согласуются друг с другом в результате использования данных новейших аэро- и космических съемок территории России. Генерализация карт - прием, позволяющий учесть природно-территориальные различия распространения отдельных видов ресурсов (например, полезных ископаемых, почв, лесов, экономических и социальных характеристик).

Проблема районирования территорий - одна из важнейших в географии. Выявление связей между природными и социально-экономическими характеристиками - один из основных методических приемов. Особую сложность представляет проведение границ между природно-территориальными и производственно-территориальными комплексами. Важны также оценки современного ресурсного потенциала, тенденции его изменений и др. Взаимосвязи компонентов природной среды (климата, биоты, почв и др.) в связи с расширением антропогенного воздействия на природно-территориальные комплексы определяют необходимость системного подхода к районированию и применения интегральных оценок состояния и условий функционирования экосистем. Особое значение для регионов России имеет выбор стратегии и тактики улучшения состояния ландшафтов.

Географическое обеспечение природопользования включает создание качественных и особенно количественных математических моделей и экспертных оценок грядущих изменений географической оболочки и ее компонентов. Созданию таких моделей предшествует комплексный мониторинг природной среды в условиях всевозрастающего антропогенного воздействия, загрязнения атмосферы, гидросферы и литосферы, сокращения площади лесов, почв, уменьшения запасов полезных ископаемых и др.

С помощью балансовых моделей сопоставляется количество веществ, поступающих, например, в водоем и трансформирующихся в нем. Динамические модели позволяют анализировать прямые и обратные связи в экосистемах, выделять критические пороговые состояния в связи с загрязнением среды обитания растений, животных и человека. Имитационные модели необходимы для решения прогнозных задач с участием закономерно повторяющихся и случайных факторов.

Большие возможности связаны с развитием в России геоинформационных систем (ГИС), компьютерных баз данных о природе, населении, экономике регионов. ГИС - своего рода библиотека данных, занесенных в память компьютера, многослойная информация о климате, рельефе, почвах, лесах и другой растительности, населении, хозяйстве того или иного региона. Эта система помогает находить правильные ответы на многие практически важные вопросы - развивать ли в данном районе туризм, земледелие или промышленность и в каких соотношениях хозяйственная деятельность должна быть с природоохранной, развитием сети особо охраняемых природных территорий (заповедников, заказников, ландшафтных парков и др.).

ГИС - необходимый инструмент для планирования окружающей нас среды обитания, ее охраны и рационального использования. Поэтому в каждом регионе России предстоит создать и развивать территориальные (областные, краевые, республиканские) центры ГИС, подобные уже существующим во многих развитых странах. На основе ГИС могут в дальнейшем формироваться электронные атласы цифровых (нумерических) карт, в которых в закодированном цифровом виде содержится вся необходимая физико-географическая и экономико-географическая информация. Современные компьютеры позволяют почти мгновенно расшифровывать эту информацию, переводя ее в обычную для географа форму образных карт, на которых цветами, горизонталями, другими условными знаками показаны природные, экономические и иные условия данной территории.

Прогнозирование грядущих изменений в природной и социальной среде - заключительный этап работы географа над проблемами оптимизации природопользования.
При этом географу-исследователю надлежит выявить направление, скорость, степень и пространственные масштабы изменений природной среды под влиянием техногенных и естественных факторов.

Во многом географический прогноз остается сугубо ориентировочным, приблизительным в силу сложностей поставленных задач. Следующие пути совершенствования географического прогноза представляются наиболее важными.

1. Разработка системы прогнозирования природных комплексов как логически и методологически связанной совокупности процедур, образующих единое целое.

2. Разработка технологической схемы (общего алгоритма) прогнозирования, характеризующей состав, содержание и последовательность необходимых этапов и операций и отражающей структуру прогнозирования.

3. Специальные исследования с построением региональных физико-географических моделей изменений природных комплексов как информационной базы прогнозирования. Региональная модель - это конкретизированное применительно к данным условиям наиболее полное на момент составления прогноза представление о трансформации ландшафтов под влиянием проектируемого типа инженерных сооружений. Ее можно рассматривать как совокупность словесных характеристик, табличных, графических, картографических и математических частных моделей и зависимостей, увязанных между собой в рамках определенной системы и научной концепции. Весьма перспективны модели, построенные по схеме: трансформирующие факторы - преобразующие процессы - результат.

4. Обоснованный выбор и совершенствование методов прогнозирования, исходя из специфики региональных моделей. Характеру таких моделей в наибольшей степени соответствуют традиционные географические методы (аналогий, пространственно-динамических рядов, функциональных зависимостей, экстраполяций и др.). Пути совершенствования этих методов - их алгоритмизация, улучшение информационного обеспечения, разработка методик, сочетающих различные методы и подходы.

5. Апробация существующих и новых методов и методик на различных географических объектах и разработка на этой основе методических рекомендаций и руководств по прогнозированию. Рекомендации и руководства должны включать современные представления о сущности прогнозируемого процесса, методику получения исходной информации, обоснование методов прогноза, методику его составления по этапам проектирования объекта, методы оценки прогноза.

Роль современной географии может быть существенно повышена, если географы перейдут от простого накопления информации, хотя бы даже и на компьютерной базе, и займутся геоинформационным обеспечением хозяйственной деятельности, «проигрыванием» различных вариантов развития региона, выбором наиболее оптимального сценария по совокупности эколого-экономических характеристик.

Традиционный анализ проблем регионального развития (в теориях экономико-географического районирования, ресурсных циклов и др.) в современных условиях не вполне отвечают задачам системного подхода. Разграничение уровней собственности, приватизация, формирование все более усложняющихся рыночных отношений не просто осложняют попытки оптимизации регионального природопользования (сокращение объемов загрязненных вод, применения пестицидов в сельском хозяйстве, снижение ресурсоемкости и энергоемкости производств), но зачастую вообще прекращают этот процесс вследствие дотационного финансирования заведомо убыточных предприятий, отсутствия в регионах свободных бюджетных средств и т.п. В связи со становлением рыночных отношений в экономике (включая конкуренцию природопользователей) для развития оптимизационных процессов необходимо незамедлительно разрабатывать и вводить в действие новые (все более детальные) нормативные акты, регламентирующие водо- и землепользование, потребление, охрану и производство природных ресурсов.

Экологизация географической науки и образования в плане биосферосовместимости, повышения уровня экологической безопасности регионов как целостных природно-хозяйственных систем могут состояться лишь на основе более глубокого философско-методологического осмысления сути взаимодействия природных и общественных процессов. С развитием безотходных и малоотходных технологий, вторичной переработкой отходов, воспроизводством жизнеобеспечивающих условий среды обитания повышается роль опережающей геоэкологической экспертизы. Методами системного картографирования с последующим моделированием и прогнозной оценкой грядущих ситуаций возможно обеспечить создание и надежное функционирование целостных производственно-экологических систем в основных регионах России.

Дальнейшая экологизация региональных географических исследований может произойти через «преобразование» деятельности природопользователей и самих географов посредством опережающего образования и выработки единых подходов к оценке анализируемых обстановок и процессов. В управлении природопользованием эта новая методологическая установка должна выразиться равнозначным интересом практиков и ученых всей страны к рациональному использованию, воспроизводству природных ресурсов и охране окружающей среды, использованием обеими сторонами единых критериев (хотя бы в виде отношений типа «потребление ресурсов - производство продукции», «здоровье населения - загрязненность среды обитания», «рождаемость - детская смертность» и т. п.).

Охарактеризованным выше роль географии не исчерпывается. Для организации рационального природопользования важно развивать современные методы дистанционных аэрокосмических наблюдений и оценок состояния окружающей среды, заблаговременного оповещения и предупреждения о надвигающихся катастрофических событиях (наводнения, засухи, вспышки эпидемических заболеваний и др.). Очень большое значение имеют комплексные географические экспедиции в труднодоступные районы Мирового океана, в районы Крайнего Севера, открытие новых полезных ископаемых и др.

 

Особо охраняемые природные территории России

В соответствии с законом Российской Федерации “Об особо охраняемых природных территориях” к этой категории относятся “участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны”. Все особо охраняемые природные территории призваны выполнять важнейшие природоохранные функции, такие как сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, генофонда растений и животных, обеспечение оптимальных условий для воспроизводства природных ресурсов, и прежде всего биологических, изучение протекающих в биосфере естественных процессов и др. Сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений государственной экологической политики РФ, в связи с чем особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. В соответствии с преобладающими природоохранными задачами, особенностями режима и структурой организации различают следующие категории ООПТ:

1) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

2) национальные парки;

3) природные парки;

4) государственные природные заказники;

5) памятники природы;

6) дендрологические парки и ботанические сады;

7) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями. Территория заповедника полностью изымается из хозяйственного использования. Это ООПТ с наиболее строгой формой охраны природы. В заповедниках разрешена только научная, охранная и контрольная деятельность. Первые заповедники были организованы в начале века: Саянский (1915 г., в 1919 г. был упразднен), Баргузинский (1916 г.), “Кедровая падь” (1916 г.) и др., среди которых официально государственным был утвержден только Баргузинский. По состоянию на 1 января 1995 г. в Российской Федерации насчитывается 88 государственных природных заповедников общей площадью 28854,1 тыс. га, в том числе 24144,1 тыс. га (1,4 % площади земель Российской Федерации) территорий с внутренними водоемами. До 2005 года на территории РФ планируется создание около 70 государственных природных заповедников. Особо среди государственных природных заповедников выделяют государственные природные биосферные заповедники, основная цель которых - проведение комплексного фонового мониторинга природной среды. В настоящее время на территории РФ насчитывается 17 биосферных заповедников, входящих в международную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО.

Заказники - это территории (акватории), предназначенные для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. При этом, как правило, осуществляется сохранение одних видов природных ресурсов при ограниченном использовании других. Заказники могут быть федерального или регионального подчинения. Здесь запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности, которые могут привести к нарушению природной среды. Выделяют различные виды заказников: комплексные (ландшафтные), гидрологические (болотные, речные и др.) биологические (ботанические и зоологические), и др. В настоящее время в РФ насчитывается более 1,5 тыс. заказников, занимающих более 3% территории.

Национальные парки (НП) являются “природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.” В настоящее время национальные парки - одна из наиболее перспективных форм охраняемых природных территорий. Их отличает сложная внутренняя структура, выражающаяся в выделении зон с разным природоохранным режимом, например, таких, как заповедные зоны, зоны для регулируемого туризма и отдыха (рекреационные зоны), территории других землепользователей, отведенные под традиционные формы хозяйственной деятельности. При этом учитывается и бережно сохраняется историческое наследие (историко-культурные объекты). Национальные парки в России начали создаваться только с 1983 года, первыми из которых были: Сочинский национальный парк и Национальный парк “Лосиный Остров”. В последующие годы количество НП неуклонно возрастало и в настоящее время в Российской Федерации насчитывает 31 национальный парк, причем 2/3 из них создано за последние пять лет. Общая площадь НП насчитывает 6,6 млн. га, что составляет 0,38 % территории России. В дальнейшем планируется создание еще около 40 парков общей площадью приблизительно 10 млн. га.

Природные парки (ПП) являются природоохранными рекреационными учреждениями, которые используются в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Они включают природные комплексы и объекты значительной экологической и эстетической ценности. В отличие от национальных парков природные парки находятся в ведении субъектов РФ и основная цель их создания - обеспечение комфортного отдыха для населения. В связи с этим природоохранные мероприятия направлены преимущественно на сохранение рекреационных ресурсов и поддержание природной среды в функциональном состоянии. Большое внимание уделяется в том числе наличию достопримечательных культурно-исторических объектов. Так же как и национальные парки, природные парки представляют сочетание территорий с различными режимами охраны и использования (природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и другие функциональные зоны).

Памятники природы включают природные объекты естественного или искусственного происхождения, а также природные комплексы, небольшие по территории, которые имеют научное, эстетическое, культурное или воспитательное значение. Часто памятники природы связаны с определенными историческими событиями (например, дубы в усадьбе Коломенское, сохранившиеся со времен Ивана Грозного) и представлены уникальными природными объектами: отдельные примечательные деревья, пещеры и т.д. Памятники природы используются преимущественно в научных, эколого-просветительских, природоохранных целях.

Существующая сеть особо охраняемых природных территорий в Калининградской области включает Национальный парк “Куршская коса“, 7 государственных природных заказников и 61 памятник природы. В перспективе на территории Калининградской области планируется создание заповедника “Правдинский”, включающего болотный природный комплекс Прибалтийской озерной равнины площадью 2,4 тыс. га (“Целау”). В настоящее время сеть ООПТ в Калининградской области не является достаточной для сохранения природного разнообразия, выполнения средообразующих и средоформирующих функций.






загрузка...
загрузка...
загрузка...