загрузка...

География 8 класс
Поурочные разработки

Урок 70. Урок обобщающего повторения по теме «Крупные природные районы»

 

Цели урока:

·       Образовательные: обобщение и систематизация знаний по данной теме.

·       Воспитательные: формирование целостного представления об уникальности природы нашей Родины, чувства бережного отношения к природе своей страны;

·       Развивающие: развивать у учащихся умений осуществлять самоконтроль и  самооценку своей деятельности;

Задачи:

1. Сформировать географический образ своей страны во всем ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода.

2.  Показать практическое значение географического изучения природных явлений.

3.  Развивать представление о природных районах страны, в которых имеют место как общепланетарные, так и специфические процессы и явления.

Ожидаемые результаты:

1. Учащиеся должны знать и понимать  специфику природы крупных природных районов России, уникальные объекты и явления на территории страны.

2. Уметь  пользоваться разными способами познавательной деятельности.

3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

Тип урока:  урок закрепления и обобщения знаний с применением ИКТ.

Оборудование: физическая  карта России;  атласы, раздаточный  материал, презентация.

 

Описание работы с презентацией.

Переход осуществляется только по управляющим кнопкам, т. е. исключен случайный переход между слайдами. Ответы появляются при нажатии на фотографию или картинку. Только на слайде 9, нужно нажать на вопрос.

 

Технологическая карта урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный

 

Приветствует учащихся; проверяет подготовку класса к уроку; организует внимание учеников.

Ученики проверяют готовность к уроку.

Подготовка учащихся к  работе на уроке

Формулирует цели урока; оценивает значимость урока

Воспринимают информацию учителя и настраиваются на активную деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

Основной этап урока

Актуализирует знания учащихся о крупных  природных районах нашей страны.

Этот урок является заключительным для данной темы, поэтому постарайтесь применить все свои знания и умения, полученные при изучении материала.

 

Теперь вы имеете представление о том, насколько разнообразна и уникальна природа нашей страны, как взаимосвязаны природа и общество. Давайте вспомним некоторые сведения о России, кроме того, что она самая большая по площади в мире. Работа с презентацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведем викторину и выясним насколько хорошо вы можете определять природный район по его описанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для каждого природного района есть явления, присущие только ему. Попробуйте вспомнить их.

Задает  вопросы проблемного характера, участвует в обсуждении.

1. Для каждого природного района определите: какие части районов изменены наиболее сильно хозяйственной деятельностью человека, а в каких – изменений почти нет.

2. Почему так произошло?

Отвечают на вопросы учителя:

1. Перечислите природные районы нашей страны.

2. Каких районов больше горных или равнинных?

3. В каком районе мы проживаем?

 

 

Прослушивают отрывок из песни. Слайд 2.

 

Выполняют задания «Самое, самая..» из презентации слайды 3-15. При ответе на вопрос указывают в каком природном районе находится географический объект.

1. Самое большое и глубокое море  России?

2. Самое мелководное и маленькое по площади море  России?

3. Самый большой полуостров в России?

4. Самый большой остров в России?

5. Самый длинный пролив  в России?

6. Самая высокая точка России?

7. Самая низкая точка России?

8. Самое холодное место в России?

9. Самые высокие приливы в России?

10. Самая длинная река?

11. Самая многоводная река?

12. Самая большая дельта?

13. Самый высокий водопад в  России?

14. Самое морозоустойчивое дерево?

 

 

Работа с презентацией – задания «Узнай меня». Слайды 16-24.

1. Все эти столь различные по рельефу и геологическому строению территории объединяют резко континентальный климат, и связанные с ним особенности природы: многолетняя мерзлота, господство лиственничных лесов и таежно-мерзлотных почв. [4]

2. «Здесь все не так у нас. Все тоже, да не то.  Белки не рыжие, а черные. Сороки голубые. Даже вороны большеклювые. За группой деревьев, обвитых виноградом, открывается поляна». [1]

3. «Край гранита, воды и лесов. Спокойная зеркальная гладь бесчисленных мелких озер, окаймленных дремучими лесами. Мощный ледник, точно гигантский панцирь, покрывающий некогда территорию, сползая на юг, придал ее поверхности своеобразный облик.»? [1]

4. Это самое крупное из горных сооружений, окаймляющих с юга Русскую равнину. Природа гор разнообразна. Большая часть региона – это высокие молодые горы. [4]

5. «Земной пояс», «Камень», «Рифейские горы» – современное название появилось только в 18 веке в работах знаменитого русского историка и географа Василия Никитича Татищева. Какое? [1]

6. В основании территории лежит  молодая платформа. Поверхность имеет блюдцеобразную вогнутую форму, большая часть ее заболоченная, недра богаты нефтью и газом.

7. Своеобразием отличается климат межгорных котловин. Здесь зимой холодный воздух застаивается, а летом защищенные хребтами горы хорошо прогреваются. .[4]

8. «Край незакатного солнца летом и озаренный полярными сияниями многомесячной ночи зимой, мир льда и снега, трескучих морозов и лютых метелей и вместе с тем край, чарующий и влекущий всякого, раз его увидевшего».  [7]

9. «Здесь множество теплых, горячих, просто кипящих озерков, лужиц самых разнообразных цветов: от небесно-голубого и бирюзового до коричневого и красного. Фыркают и плюются грязевые котлы, заросшие меломайником. Все кругом пропитано паром. Трудно дышать. Медведи весной находят здесь теплую грязь и греются в ней. [1]

 

Работа с презентацией – задания «Что такое?». Слайды 24 – 30.

1. Бугры с ледяным ядром. Распространены в Северо-Восточной Сибири. [5]

2. Сильный холодный ветер с хребтов, разделяющий сильно охлажденную и более теплую (приморскую)  поверхность у их подножий. [5]

3. Сухой и теплый ветер, нисходящий с гор в долины, часто сильный и порывистый. Хорошо выражен на Кавказе и Байкале. [5]

4. Участки березовых рощ на лесостепных междуречьях на Южном Урале и юге Сибири. [5]

5. Повышение температуры воздуха  с высотой – характерно для Среднесибирского плоскогорья, межгорных котловин Северо-Востока, Забайкалья. [5]

6. Процесс растворения горных пород (карбонатов, гипсов, солей) и возникновение своеобразных форм рельефа. [5]

 

Обсуждают проблему по каждому району, делают выводы на основании рассуждений.

Проверка понимания учащимися темы

Раздает тестовые задания

 

Выполняют работу, затем проводят самооценку и выставляют отметку в тетради.

Домашнее задание

Сообщение учащимся о домашнем задании; разъяснение методики его выполнения.

1. Выбрать маршрут, исходя из сроков путешествия.

2. Перечислить  природные объекты, которые встретятся по пути.

3. Нанести его на контурную карту.

4. Для желающих – составить презентацию маршрута.

Разработка маршрута для путешествия «На каникулах я бы хотел побывать…»

Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся

Оценивание хода урока и успехов отдельных учащихся; выставление отметок в журнал и дневники.

Можно прослушать отрывок из песни еще раз. Слайд 2.

Продолжить фразу  «Я горжусь своей страной, потому, что она …»

 

Список литературы, использованной учителем при разработке урока:

1.  Жижина Е. А. Поурочные разработки по географии 8 класс – М.: Вако, 2005

2. Климанова О. А., Климанов В. В. Тесты по географии для поступающих в вузы. – М.: Рольф, 1999

3. Летягин А. А. Тесты. География 6-10 классы.- М.: АСТ, 1999

4.  Малиновская С. А. География 8 класс. Поурочные планы по учебнику А.И.Алексеева – Волгоград: Учитель, 2004

5.  Пармузин Ю. П., Карпов Г. В. Словарь по физической географии. – М.: Просвещение, 1994

6.  Хабибуллин Р. Х. Дидактические карточки-задания по географии. 8 класс. – М.: Экзамен, 2005

7.  Элькин Г. Н. География России. Природа. Поурочное планирование – Спб.: Паритет, 2001

 

Тест по теме «Крупные природные районы России»

1 вариант

1. Какая из горных систем относится к области альпийской складчатости?

А) Кавказ                 

Б) Урал                    

В) Хибины            

Г) Алтай

2. Укажите где правильно указано сочетание ПЗ Западно-Сибирской низменности:

А) тундра – лесотундра – тайга – смешанные леса – широколиственные леса

Б) лесотундра – тайга – широколиственные леса – степь

В) тундра – лесотундра – тайга – лесостепь – степь

Г) тайга – лесотундра – лесостепь – степь

3. Определите, какое из озер располагается на Прикаспийской низменности:

А) Чаны            

Б) Ханка             

В) Сарезское           

Г) Эльтон

4. Наименьшее количество осадков на территории Восточно-Европейской равнины выпадает на …

А) северо-западе      

Б) северо-востоке       

В) юго-востоке             

Г) юго-западе

5. Соотнесите для каких частей Русской равнины характерны следующие описания природных компонентов?

1) летом почти не заходит солнце, а зимой  - царство снега;

2) рельеф плоский; в неглубоких понижениях образовались соленые озера; осадков выпадает в 5-6 раз меньше, чем может испариться;

3) лето не бывает ни холодным, ни знойным; средняя температура июля составляет 17–20 °С; осадков более 600 мм.

А) Европейский Север        

Б) Центральная Россия       

В) Европейский ЮГ

6. Каменноберезовые леса с высокотравными лугами произрастают на Дальнем Востоке в районе

А) Чукотского п-ва                           

Б) о. Сахалин

В) п-ва Камчатка                               

Г) Приморья

7. В какой последовательности высотные пояса сменяют друг друга в горах Северо-Восточной Сибири от подножий к вершинам?

А) леса, горная тундра, заросли кедрового стланика, холодные пустыни и ледники;

Б) горная тундра, холодные пустыни, вечные снега и ледники;

В) леса, заросли кедрового стланика, горная тундра;

Г) леса, горная тундра, холодная пустыня

8. В какой части Урала много мелки озер, занимающих карстовые котловины?

А) в Предуралье                    

Б) в Приполярном Урале

В) в Зауралье                          

Г) у восточного подножия Среднего Урала

9. Какие неблагоприятные природные явления, скорее всего, могут угрожать жителям Южно-Сахалинска?

А) землетрясения       

Б) засухи       

В) сгонно-нагонные наводнения    

Г) тайфуны 

10.  Какие природные комплексы представлены в котловинах гор Южной Сибири?

А) широколиственные леса        

Б) степи               

В) пустыни         

Г) муссонные леса       

 

2  вариант

1. Какая из горных систем относится к области герцинской складчатости?

А) Кавказ                 

Б) Урал                    

В) Хибины            

Г) Бырранга

2. Территория Дальнего Востока характеризуется большой тектонической активностью. Это объясняется:

А) приморским положением региона;

Б) большой протяженностью территории с севера на юг;

В) Дальний Восток – это преимущественно горная территория;

Г) положением территории на стыке крупнейших литосферных плит.

3. Северные Увалы являются водоразделом бассейнов рек…

А) Северной Двины и Волги   

Б)  Днепра и Печоры  

В) Волги и Оби    

Г) Енисея и Лены

4. Выберите район, для природы которого наиболее характерны лесоболотные комплексы:

А) Центральная Россия              

Б) Западная Сибирь

В) Северо-Восток Сибири        

 Г) Дальний Восток

5. Соотнесите для каких частей Русской равнины характерны следующие описания природных компонентов?

1) среди живописных холмов и гряд, разбросано много озер с причудливыми очертаниями; моренные холмы и гряды покрыты еловыми и елово-широколиственными лесами; на песчаных холмах растут сосновые леса;

2) это наиболее бедная реками территория; реки имеют преимущественно снеговое питание; они извилисты, с медленным течением, с обилием стариц; летом реки мелеют;

3) для рек характерно обилие порогов и водопадов; они многоводны, имеют быстрое течение и небольшую длину; многие реки протекают через озера, создавая единую водную систему.

А) Европейский Север         

Б) Центральная Россия       

В) Европейский ЮГ

6. Дальневосточный многоярусный лес с кедрами, пихтами, елями, тисами, кленами, дикими яблонями и грушами распространен в (на)

А) Камчатке                              

Б) побережье Охотского моря

В) Курильских островах          

Г) Приморье

7. В какой последовательности высотные пояса сменяют друг друга на Кавказе от подножий к вершинам?

А) лесной пояс, лесостепной пояс, субальпийский пояс, альпийский пояс, пояс снегов и ледников;

Б) лесостепной пояс,  лесной пояс,  субальпийский пояс, альпийский пояс, пояс снегов и ледников;

В) лесостепной пояс, лесной пояс, альпийский пояс, субальпийский пояс,  пояс снегов и ледников;

Г) лесостепной пояс, лесной пояс, субальпийский пояс,  пояс снегов и ледников;

8. Основные месторождения солей Западной Сибири расположены в природной зоне

А) тундры                    

Б) тайги          

В) смешанных лесов            

Г) степи

9. Выберите черты природы, характерные для Уральских гор:

А) западные склоны получают больше осадков, чем восточные;

Б) высота гор увеличивается  севера на юг;

В) наиболее характерны степные и лесные природные комплексы;

Г) являются водоразделом между бассейнами Тихого и Северного Ледовитого океанов.

10.  Какие горные системы не относятся к поясу гор Южной Сибири?

А) Алтай    

Б) Яблоновый хребет    

В) Верхоянский хребет       

Г) Западный Саян       

 

Ответы.

1 вариант

1 –А               

2 – В              

3 – Г                

4 – В               

5 -  1-А, 2-В, 3-Б        

6 – В              

7 – В               

8 - А                

9 – А, Г          

10. Б

2 вариант

1 –Б               

2 – Г              

3 – А                

4 – Б               

5 -  1-Б, 2-В, 3-А        

6 – Г              

7 – Б               

8 - Г                

9 – А, В           

10. В





загрузка...
загрузка...