загрузка...


География 8 класс
Поурочные разработки

Урок 59. Восточная и Северо–Восточная Сибирь

 

Задачи урока:

- Формирование знаний учащихся о Восточной Сибири (географическом положении, как факторе, определяющем природные особенности этой территории).

- Развивать умение учащихся самостоятельно устанавливать связь геологического строения с рельефом и полезными ископаемыми.

- Систематизировать знания учащихся о причинах формирования в Восточной и Северо-Восточной Сибири резко континентального климата.

- Воспитание экологической грамотности учащихся.

Оборудование:

·       Карты: физическая, тектоническая, климатическая.

·       Таблицы: «Тайга», «Тундра», «Лиственница», «Животные тундры», «Кедровые шишки».

·       Демонстратизация карточки «Полезные ископаемые», карточки со словами картинки – иллюстрации «Енисей», «Транны».

·       Видеофрагмент «Пушные звери».

·       Кодоскоп, эпидеоскоп, проектор, магнитофон.

Ход урока

I. Сообщение цели и темы урока.

(На экран проецируется карта с природными ресурсами).

Назовите природные районы России.

Какие из них мы уже изучили?

К какому из этих районов можно отнести следующее описание:

…Этот суровый край тайги и тундры, могучих хребтов и обширных равнин, жестоких зимних морозов и многолетней мерзлоты. По насыщенности недр полезными ископаемыми этот край нашей страны один из самых богатых.

Но это далеко не полная характеристика обширного края, занимающего почти 3 млн. кв. км…

- Что же это за чудесный край? Покажите его на карте.

О Восточной и Северо-Восточной Сибири мы получили первые представления на первом уроке. Задача сегодняшнего урока расширить и частично закрепить знания об этом огромном районе нашей Родины.

Географическая разминка.

1). Обозначьте географические объекты на карте

2). Игра с мячом:

Западно-Сибирская, Уральские, Верхоянский, Енисейский, Колымская, Таймыр, Путорана, Среднесибирское, Черского, Енисей, Анабарский, Бырранга, Оймякон.

Назовите: 

горы, разделяющие две обширные равнины (Уральские) 

горный хребет, протянувшийся вдоль побережья реки Лены, в ее нижнем течении (Верхоянский) 

горы, расположенные в полуострове Таймыр (Бырранга) 

горный хребет в Северо-Восточной Сибири, названный именем русского путешественника (Черского)

3147 – о чем вам говорит эта цифра? (г. Победы)

 

Игра «Молчанка» - записать названия полезных ископаемых 

Соотнесите: какие географические объекты соответствуют тектоническим структурам:

Енисейский щит – Енисейский кряж

Анабарский щит – Анабарское плато

Куполообразное поднятие – плато Путорана

Опущенные блоки фундамента Сибирской платформы – Северо–Сибирская местность, Центрально-Якутская равнина.

 

II. Работа над новым материалом.

1. Вспомните, по какому плану изучается природа отдельных природных ресурсов России? (см. план).

2. Почему изучение любого района начинается с ф/г. положения?

3. Используя физическую карту, назовите вес формы рельефа Восточной и Северо-Восточной Сибири.

4. Какие особенности рельефа вы можете назвать?

5. Что такое «траппы»? (иллюстрация)

6. Кто сможет объяснить формирование траппов?

7. Какие полезные ископаемые приурочены к таким формам рельефа?

- Интересно, что открытие алмазов на территории Сибирской платформы является примером блестящего подтверждения научного прогноза.

Такой прогноз был сделан известным ученым Соболевым в 1937 г. на основании сравнения Сибирской и Африканской платформы. Поиски алмазов были начаты в 1940 г. В 1947 г. – найдены первые алмазы в россыпях, а в 1954 г. – первые кимберметовые трубки.

Кимберлит (от названия города Кимберли в Южной Африке, где кимберлит был обнаружен впервые; трубки взрыва – жерла вулканов, около 8-10% к. т. алмазоносны).

В своей поэме «За дальнюю-даль» А. Т. Твардовский так пишет о богатствах сибирских недр: 

Край, где несметный край заложен, 

Под слоем слой мощней вдвойне. 

Иной еще не потревожен, 

Как данный лед на глубине.

8. Почему климат изучается после рельефа, а не наоборот?

9. Как можно буквально в двух словах дать характеристику климата Восточной и Северо-Восточной Сибири?

10. Какой климат называется резко-континентальным?

11. Как вы можете объяснить, сто здесь почти не выпадает осадков?

12. – 71 – О чем вам говорит эта цифра?

13. Почему самые низкие температуры наблюдаются в Оймяконе и Верхоянске?

14. Какое явление характерно для межгорных котловин Сибири? 

(Инверсия – повышение температуры с высотой на 2 градуса на каждые 100 метров; по этой причине на склонах гор бывает теплее, чем в котловинах, иногда разн. достигает 15-20 градусов Цельсия).

15. Мы отметили, что на территории Восточной и Северо–Восточной Сибири выпадает мало осадков, и как вы объясните, что реки полноводны?

16. Используя карту назовите крупнейшие реки Сибири.

17. О какой реке написаны эти строки поэтом И. Кокаревым:

Тебе кипучее начало 

Дано вершинами Саян 

Недаром гордо, величаво

Ты мчишься в грозный океан. 

- Какая это река? В какой океан она несет свои воды (Енисей, иллюстрация).

Многоводнейшая из сибирских рек. Хрестоматийными стали титулы этой красивейшей и могучей реки: «ось Сибири», «брат океана».

Енисей прославляли художники и писатели. В популярности он уступает разве только Волге.

Художник Суриков, родившийся на его берегах, предпочитал их красоту «Альпам швейцарским и итальянским».

А. П. Чехов на своем долгом пути на Сахалин был поражен величием самой реки: «Я не видел реки великолепнее Енисея. Могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и свою молодость».

Применению силы и молодости Енисея нашел человек. Напор реки силен, запасы гидроэнергии велики. И Человек построил Красноярскую ГЭС. Мощная плотина перекрыла Енисей. И что де это?

18. Слово предоставляется экологу-эксперту.

Таким образом, мы опять видим бездумное отношение человека к природе. Ученым надо объективно и всесторонне оценивать все последствия вмешательства в природу. Леденящая, суровая Сибирь. Сибирь… (На фоне музыки слова).

Издалека вели сюда 

Кого приказ, 

Кого заслуга, 

Кого места,  

Кого беда..! 

Эти стихи А. Твардовского о Сибири взял эпиграфом к своему произведению «Каторга» Валентин Пикуль.

Русский великий Трек.  

Если у американцев был Дикий Запад, то у нас был Дикий Восток и российский «великий трек».

Иностранцы оценили великие подвиги русских землепроходцев. Оксфордский профессор Джон Бейкер писал, «что продвижение русских через Сибирь в течение 17 века шло с ошеломляющей быстротой.… На долю этого безвестного воинства достался такой подвиг, который навсегда останется памятником его мужеству и предприимчивости, равного которому не совершил никакой другой европейский народ.

Примером такого мужества и подвига может служить жизнь В. А. Обручева – исследователя, путешественника, писателя. Он прожил долгую жизнь – почти столетие. Географические карты навечно сохранят память о нем в названиях хребтов, вулканов, гор и ледников.

Еще в своих первых путешествиях он заинтересовал вечной мерзлотой и с тех пор вел постоянные исследования. Много времени, здоровья потратил на изучение одного из интереснейших районов Сибири, название, которому – Якутия.

«…Днем мороз до 50 градусов. От дыхания оленей, когда они бегут, поднимается такое облако пара, что совершенно не видно не только гор, но даже  ближайших деревьев. Все время едем во мгле, завернутые до глаз в шарфы.

Холодно. Несмотря на теплые унты, меховые чулки, две пары шерстяных носков, войлочные стельки, ноги быстро мерзнут… Мы предпочитаем подражать проводникам: когда становится холодно, соскакиваем и бежим рядом с оленями…

Лица у всех нас, даже у якутов, завернуты шалями или шарфами; все время оледеневшая маска на лице, в узком просвете у глаз нарастают сосульки и иней, ресницы покрываются льдом, глаза закрываются...» Эти интересные и образные описания сделал современный ученый В. А. Обручев в книге «В неизведанные края». (выкл. музыку).

19. На прошлом уроке мы отправили группу ребят нашего класса в экспедицию по Якутии, только в заочную. И просим их поделиться своими впечатлениями.

Выступление учащихся (во время рассказа даются кадры о нужных зверях).

Анкета «Представьте себе, что вы окончили школу, институт или техникум. Поехали бы вы работать в этот край? (Да, нет, почему).

 

III. Подведение итогов урока.

 

IV. Домашнее задание – кедр, нарисовать и показать его применение.






загрузка...
загрузка...
загрузка...