загрузка...


География 8 класс
Поурочные разработки

Урок 5. Моря, омывающие территорию России

 

Цели урока:

- расширить  и  углубить знания учащихся о природе морей, омывающих территорию России;

- совершенствование приемов работы с тематическими картами;

- воспитание бережного отношения к водным ресурсам.

Оборудование: И-8кл-1, Физическая география России, И.К-Водные ресурсы России И-8кл-8.

Ход урока

I Организационный момент.

 

II. Проверка домашнего задания

а) Индивидуальный опрос

- Раскрыть основные особенности географического положения России.

- Какова особенность сухопутных границ и морских границ России?

б) Работа по карточкам:

- На карточках даны фрагменты карты России, на которых цифрами обозначены объекты из характеристики географического положения России. Учащиеся должны определить, какие объекты обозначены на фрагментах карт цифрами.

в) Фронтальный опрос

- Чему равна протяженность сухопутных границ России?

- Приведите примеры, которыми можно доказать большую протяженность сухопутных границ России.

- Назвать и показать на карте моря, омывающие территорию России.

 

III. Изучение нового материала

• Принадлежность морей к бассейнам океанов (использовать  рис. 3 стр. 14 в учебнике).

Территория России омывается водами тринадцати морей, которые принадлежат к бассейнам Северного Ледовитого океана (Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское), Атлантического океана (Балтийское, Азовское, Черное), к бассейну внутреннего стока (Каспийское).

• Природа морей.

По происхождению и развитию выделяются моря подвижных зон и платформенные Моря, приуроченные к подвижным участкам земной коры, более глубоководные. В их пределах активна вулканическая деятельность и тектонические движения.

Платформенные моря представляют собой затопленные участки платформ. Они характеризуются противоположными признаками: мелководны, тектонические движения дна их замедленны, вулканизм не проявляется.

- Задание выделить эти типы среди морей, омывающих Россию.

Значительную часть органического мира морей по массе составляет планктон и нектон. Как и в природных комплексах материков, в морях проявляется зональность органического мира. Рельеф дна Мирового океана отличается от рельефа суши. Дно океана менее расчленено и разнообразно.

Температура морских вод значительно изменяется лишь в поверхностной глубине до глубин 200-250 м. На глубине 3000-4000 м температура вод практически постоянна 3-4 °С.

• Роль морского транспорта.

Велико транспортное значение морей России. По морям осуществляются внешнеторговые перевозки, а также перевозки грузов и пассажиров между портами России. Большое транспортное значение имеют моря Атлантического океана - Черное и Балтийское. При перевозках используют эти моря, речные пути и судоходные каналы.

• Основные морские пути.

По морям Северного Ледовитого океана проходит Северный морской путь. Транспортное значение его огромно. В последние годы по северным морям доставляют оборудование для нефтепромыслов Западной Сибири. Путь от Архангельска до Владивостока почти на 14 тыс. км короче, чем через южные моря и Суэцкий канал.

Для характеристики морей предлагается план, который поможет дать связный рассказ по карте:

1. ГП моря.

2. Береговая линия.

3. Глубина и рельеф моря.

4. Соленость воды.

5. Особенности климата.

6. Флора и фауна моря.

7. Хозяйственное использование.

8. Важнейшие порты.

План характеристики моря рекомендуется напечатать на листах и использовать как раздаточный материал на каждую парту. Желательно, чтобы учащиеся записали его в тетрадь.

 

IV. Закрепление.

1. Работа по к/к. Ребята надписывают названия островов, полуостровов, проливов, портов, а также морских путей. В тетради предлагается дозаполнить схему:

 

V. Домашнее задание. § 2. Подготовить сообщение - факты из газет об экологических проблемах морей России. Подготовка к практической работе «Сравнительная характеристика морей, омывающих территорию России» (по выбору учащихся).






загрузка...
загрузка...
загрузка...