загрузка...


География 8 класс
Поурочные разработки

Урок 42. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

 

Цели и задачи урока: обобщить и систематизировать знания о взаимодействии природы и человека. Углубить знания о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека. Познакомить учащихся с разделами географии, изучающими влияние природных условий на жизнь и здоровье людей. Сформировать представления о благоприятных, неблагоприятных и экстремальных условиях жизни людей. Развивать навыки работы с различными источниками географической информации.

Оборудование: физическая, климатическая, экологическая карты России; картины (тундра, берег моря, тайга, горы, степь).

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Повторение. Актуализация знаний

-  Ребята, в этом году мы уже познакомились с природными условиями и природными ресурсами на территории России. Без природы чело век не может жить, он сам часть природы. Вспомните, что природ! дает человеку? (Пищу, одежду, жилище, одухотворяет красивыми ландшафтами.)

Учитель чертит на доске схему:

Окружающая среда ___________________________

природные условия ___________________________

природные ресурсы ___________________________

Что мы называем природными условиями? (Природные условии это те свойства и особенности природы, которые непосредственно влияют на расселение, жизнь и здоровье людей.)

Приведите примеры. (Климат, рельеф, заболоченность и др.)

А что такое «природные ресурсы»? (Это части, компоненты природы, которые человек использует или будет использовать в будущем в своей хозяйственной деятельности.) Приведите примеры. (Лесные, водные, гидроэнергетические, минеральные и др.)

 

III. Групповая работа

- Природные условия влияют на жизнь и здоровье человека. Давайте, сегодня рассмотрим это влияние.

Класс делится на 5 групп:

1 группа - степняки;

2 группа - поморы;

3 группа - вы живете в тайге;

4 группа - вы живете в тундре;

5 группа - горцы.

Задание: описать образ жизни населения. На столах лежат листы с планом обсуждения:

1)  Основное занятие населения.

2)  Дополнительные занятия (промыслы, ремесла)

3)  Где размещают населенные пункты?

4)  Из чего строят жилище?

5)  Из чего изготавливают одежду?

6)  Средства передвижения.

7)  Что продают и покупают у жителей других регионов?

- Объясните причины такого образа жизни.

Делегат от каждой группы делает сообщение на 2 мин.

1 группа. Степняки

Мы живем в природной зоне степей, где основная растительность - травы. Почвы - черноземы. Это самые плодородные почвы.

Местность степей открытая, чувствуется простор, много воздуха.

Наша характерная черта - коллективизм, т. к. раньше степи подвергались частым набегам кочевников, защищаться от них можно было, живя кучно, крупными селами. У нас в селе более 5 тысяч человек. Село расположено вдоль реки. Лето у нас засушливое, поэтому важно жить у воды.

До горизонта тянется плоская равнина, и нет ей конца и края. В степи можно долго скакать на коне, дороги прямые. В казачьих станицах лошадь всегда была самым главным помощником в хозяйстве. Сейчас почти вся степь распахана, и на полях выращивают пшеницу, подсолнечник, кукурузу, сахарную свеклу.

Жилище у нас в селе строили из сырого кирпича - самана. Саман - это глина, смешанная с соломой. Месить ее надо ногами в яме, которую роют прямо во дворе. Саманные дома обмазывают глиной и белят. А сейчас дома больше из настоящего обожженного кирпича строят, они долговечнее, прочнею. Древесина у нас дорогая, привозная.






загрузка...
загрузка...
загрузка...