загрузка...


География 8 класс
Поурочные разработки

Урок 4. Моря, как крупные природные комплексы

 

Цели и задачи урока:

- Сформировать представления о природе Белого и Азовского морей.

- Показать взаимосвязи между компонентами моря.

- Расширить знания о природных комплексах.

- Показать отличительные особенности водных ПК.

Оборудование: Презентация «Белое и Азовские моря», И-8кл-8 «Водные ресурсы России», Физическая карта России, карта океанов, кинофильм «Моря России».

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Повторение. Проверка домашнего задания

-     Вспомните, что такое природный комплекс, и из каких компонентов суши он состоит.

-     Почему природные комплексы разнообразны?

-     Назовите компоненты любого ПТК. (Рельеф, горные породы, почвы, растения, животные, климат, воды.)

-     Какие компоненты являются ведущими? (Климат, рельеф.)

-     Как взаимосвязаны компоненты в ПТК? (Между ними происходит обмен веществом и энергией в виде круговоротов.)

-     Кто основал науку, изучающую ПТК? (Докучаев В. В.) Как она называется? (Ландшафтоведение.)

-     Приведите примеры зональных ПТК. (Природные зоны.)

-     Приведите пример глобального ПТК. (Географическая оболочка.)

-     Что такое антропогенные ПТК? (Это ПТК измененные под влиянием человеческой деятельности: поля, огороды, карьеры, города, водохранилища и др.)

- Приведите примеры антропогенных комплексов.

 

III. Изучение нового материала

-      Природные комплексы существуют не только на суше, но и в океане. Моря являются природными комплексами, состоящими из горных пород дна, воды, растительного и животного мира. Человек давно использует ресурсы морей. Знание взаимосвязей компонентов моря поможет рационально использовать его ресурсы.

-      Сегодня мы познакомимся с комплексами Белого и Азовского морей. Найдите их на карте.

-      В Азовском море найдите Керченский пролив, залив Сиваш, реки, впадающие в Азовское море: Дон, Кубань.

В Белом море - пролив Горло Белого моря, мыс Святой Нос, мыс Канин Нос, Кандалакшский залив, губы - Онежскую, Мезенскую, Двинскую; Соловецкие острова. Найдите реки, впадающие в Белое море: Северная Двина, Мезень, Онега. Устья этих рек затоплены водой Белого моря, имеют воронкообразную форму - их называют эстуарии, а местные жители - губы.

- Оба моря - внутренние, соединяются с океанами узкими проливами, поэтому имеют особый облик, являются особыми природными комплексами. Познакомимся подробнее с Белым морем.

Знакомство с ПТК Белого моря

На берегах этого моря живут мужественные люди, рыбаки - поморы. Белое море соединяется проливом Горло Белого моря с Баренцевым морем. Море имеет низменные, но сильно изрезанные берега; это залив Кандалакшский и губы (они называются эстуарии).

- Назовите и покажите их на карте: Онежская, Двинская, Мезенская. Белое море небольшое по площади. Рельеф дна неровный. Море не глубокое. Средняя глубина - 60 м.

- Почему море имеет небольшую глубину? (Находится на шельфе - материковой отмели.)

-      Соленость Белого моря меньше, чем Баренцева, в губах 10—14‰. На севере соленость выше (30‰), чем на юге - 20-26‰. Почему, как вы думаете? (На юге в море впадают реки Онега, С. Двина, Мезень, которые распресняют воду Белого моря, особенно в губах.)

-      Биологические ресурсы Белого моря беднее, чем Баренцева. Почему? (Белое море холоднее Баренцева, в которое заходит теплое течение, Белое море замерзает.)

Из рыб здесь обитают сельдь, семга, кумжа, треска и другие.

В Белом море приливы достигают высоты от 1 до 3,5 м. А в Мензенской губе до 10 м.

- Вспомните, какая сила вызывает приливы и отливы? (Притяжение Луны.)

В Белом море находится Кандалакшский заповедник, где охраняются гнездовья гаги. Птица эта выстилает свои гнезда своим пухом, который обладает способностью удерживать тепло. Пух легкий. Люди собирают пух гаги. Знакомство с ПТК Азовского моря

Охарактеризовать природный комплекс Азовского моря по плану:

1) К бассейну какого океана относится море?

2) Внутреннее или окраинное (связь с океаном).

3) Площадь в сравнении с другими морями,

4) Температура (замерзает?)

5) Соленость воды.

6) Глубины преобладающая и наибольшая (вывод - глубокое, мелкое).

7) Влияние глубины на другие компоненты (соленость, температуру, органический мир).

8) Реки, впадающие в море.

9) Биологические ресурсы.

10) Проблемы моря.

Или ответить на вопросы:

-  Почему Азовское море после шторма долго остается мутным? (Они мелководное, глубина - 5-7 м. Волнение захватывает и донный ил.)

-  К каким проблемам привело строительство водохранилищ и расходование воды Дона и Кубани на орошение? (Азовское море мелеет прогревается сильнее, воды с полей вместе с удобрениями попадают в Азов, вызывая цветение воды. Водоросли, живые организмы, отмирая, гниют на дне, выделяя сероводород. Уровень Азова ниже уровня Черного моря и через Керченский пролив, который соединяет Азовское и Черное моря в Азов поступает более соленая вода Черного моря. Нарушение солевого баланса моря приводит к снижению рыбных ресурсов моря.)

- Почему в Сиваше соленость 60‰, хотя в самом Азове 11-13%0. (Очень сильное испарение прогретых вод, залив мелководный и поступление уже соленой воды Азова.)

Качестве закрепления и создания образа моря показать презентацию «Белое и Азовское моря».

 

Домашнее задание. Б.: § 22.

Индивидуальные задания

Подготовить сообщения по природным зонам России.

Арктические пустыни

1)  Острова Арктики: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля.

2)  Птицы арктической пустыни.

3)  Схема взаимосвязей в этой природной зоне.

4)  5-6 отличительных черт арктической пустыни.

Тундра

1)  6-7 характерных черт тундры.

2)  Схема взаимосвязей в тундре.

3)  Таймырский заповедник.

4)  Влияние вечной мерзлоты на природные компоненты и на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

5)  Трудностями, с которыми приходиться сталкиваться человеку в тундре.

6)  Богатство тундры.

Каждое сообщение можно дать на группу, назначить бригадира (консультанта), ответственного за распределение работы внутри группы.






загрузка...
загрузка...
загрузка...