загрузка...

География 8 класс
Поурочные разработки

Урок 37. Биологические ресурсы России. Охрана природы

 

Цель урока: способствовать экологическому воспитанию учащихся при изучении биологических ресурсов, необходимости их рационального использования.

Оборудование: И.К.-ПЗ и биологич. ресурсы России И-8кл-10, К. - Экологические проблемы России И-8кл-11.

Ход урока

I.  Организационный момент.

 

II. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос.

1. Рассмотрев карту растительности, скажите:

-     Какие природные зоны встречаются на территории России?

-     Какая из них занимает самую большую площадь?

-     Самую маленькую площадь?

-     С какими причинами это связано?

-     В восточной части страны наблюдается меньшее разнообразие растений, чем на западе, как это объяснить?

2. Используя знания по биологии, приведите примеры приспособления животных к условиям среды обитания.

 

III. Изучение нового материала.

Роль растительного и животного мира для человека.

Растения и животные - источник жизни для человека. Они дают ему пищевые продукты и одежду, служат строительным материалом. Из них изготавливаются разные химические вещества. Растениями питается домашний скот, различные дикие животные. Наибольшую ценность представляют пушные звери. Значительны и рыбные ресурсы наших рек.

Человек и живая природа.

Отрицательное воздействие человека сказывается в сокращении численности и в вымирании животных. Это воздействие чаще носит непреднамеренный характер. На животных и рыб влияет загрязнение. Особенно губительны для животных различные ядохимикаты, которыми обрабатываются поля и леса. Губительны неочищенные стоки воды, сплав леса, загрязнение атмосферы. Отрицательно сказывается на природе и браконьерство, т. е. охотничья деятельность без установленных правил. Охрана животного мира заключается прежде всего в регулировании его численности. Необходимо сохранять хищников там, где они не приносят вреда человеку. Важнейшей мерой охраны животных является строгое соблюдение сроков и правил охоты, а также меры по их восполнению.

Охраняемые территории страны: заповедники, заказники, национальные парки.

Для защиты отдельных видов растений и животных от полного уничтожения стали создаваться заповедники - особо охраняемые территории (акватории), исключенные из хозяйственной деятельности человека ради сохранения в нетронутом виде природных комплексов, а также отдельных видов растений и животных. В настоящее время в России существует 89 заповедников. 16 из них биосферные, создаются в соответствии с программой ЮНЕСКО «Человек и биосфера» с целью сохранения и исследования различных природных территорий.

Национальные парки - это особо охраняемая территория и акватория с малонарушенными комплексами и уникальными природными и антропогенными объектами. Национальные парки в отличие от заповедников сочетают в себе задачи охраны природы и строго контролируемого рекреационного использования. Сейчас в стране создано 29 национальных парков.

Красная книга России.

В Красную книгу России включаются те животные и растения, которые нуждаются в охране: амурский тигр, снежный барс, кулан, джейран, зубр, серый ворон, ковыль, женьшень и другие.

 

IV. Закрепление изученного материала.

Заполните таблицу в тетради.

 

 

Растительный мир

Животный мир

Человек

Положительные качества

Отрицательные качества

Положительные качества

Отрицательные качества

V. Домашнее задание: § 19, подготовить доклады:

•        Растительные ресурсы и человек.

•        Животные ресурсы и человек.

•        Заповедники России.

•        Красная книга России.





загрузка...
загрузка...