загрузка...


География 8 класс
Поурочные разработки

Урок 35. Животный и растительный мир России

 

Цели учителя: создание условий для усвоения материала учащимися на уровне получения новых знания и первичного закрепления изученного материала.

Обучающая: сформировать представление о растительном и животном мире России: закономерностями его распространения по территории страны, видами, находящимися под охраной. Особенностями распространения и видовом составе в Оренбургской области.

Развивающая: продолжить развивать умений анализировать тематические карты. Работать с дополнительными источниками информации. Прогнозировать и делать выводы. Развивать умение работать в парах.

Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе, любви к малой и большой Родине.

Задачи учащихся:

1. Актуализировать знания о растительном и животном мире России.

2. Выявить основные виды животных и растений, встречающиеся на территории России.

3. Сформировать представление о роли животных и растений в хозяйственной жизни человека различных природных зон.

4. Продолжить формирование умений работать с текстовыми и иллюстративными материалами.

Тип урока: получения  новых знаний и первичного закрепления материала.

Форма урока: урок-лекция с элементами беседы.

Используемые педагогические технологии: коллективные способы обучения, проблемное обучение, информационные технологии обучения, критическое мышление.

Оборудование: презентация на CD-диске(1), экран(1), мультимедийный проектор(1), ноутбук(1), атласы для 8 класса(15),настенная карта «Животный мир России», учебник.

 

Содержание урока

6.  Организационный момент.

7.  Стадия вызова.

8.  Реализации смысла.

9.  Рефлексия.

10.           Получение домашнего задания.

 

1. Организационный момент

Приветственное слово учителя

 

2. Стадия вызова

Вопрос: посмотрите на слайд и подумайте, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Почему на слайде есть фамилии таких писателей и поэтов как: Паустовский, Лермонтов, Есенин… (СЛАЙД № 1) Какова будет тема нашего урока?  (запишите ее в свой кластер)

Задание для учащихся: запишите в первую колонку  таблицы «Что я знаю, что я  узнал нового» все, что вам известно о животном и растительном мире России.

Задание для учащихся: проверьте себя, ответив на утверждения  (СЛАЙД № 2) «Верные, неверные утверждения»

Вопрос: как вы думаете, какими способами можно получить недостающую нам информацию по изучаемой теме?

И так цель нашего урока: сформировать представление о растительном и животном мире России:  выявить закономерности его распространения по территории страны, познакомиться с видами, находящимися под охраной. Сформулировать особенности распространения и видовой состав в Оренбургской области.

 

3. Реализации смысла:

·         Растительный и животный  мир  России

(эвристическая беседа). (СЛАЙД № 3)

Вопрос: вспомните, какие компоненты географической оболочки вам известны? Является ли растительный и животный мир ее компонентами?

Какой закономерности подчиняется распределение растительного и животного мира по территории Земли?

Обширна наша страна. Богат и разнообразен ее растительный и животный мир. На космических снимках хорошо видно, как с севера на юг происходит закономерная смена растительного покрова. Безлесная тундра сменяется  таежными лесами, постепенно  переходящими в лиственные. Леса, в свою очередь, постепенно замещаются новыми безлесными пространствами-степями. Эту и так пеструю картину растительного покрова усложняют массивы заболоченных земель и  пятна лугов. Вместе со сменой растительности меняется и животное население территории.

Вопрос: как вы считаете, с чем это связано?

Животный мир является очень подвижным компонентом географической оболочки. Тем не менее, эта подвижность весьма относительна, так как в процессе длительной эволюции животные приспособились к жизни в определенных местах обитания, и их распространение связано с определенными природными условиями.

·         Закономерность размещения растений и животных по территории страны

(анализ тематических карт, беседа с заполнением схемы в тетради)

Задание для учащихся: используя тематическую карту в атласе (стр. 25) определите видовой состав и запишите его в таблицу « Животный и растительный мир России» кластера.

Далее учитель предлагает к рассмотрению фото и изобразительный ряд  на экране. Учащиеся рассматривая, характеризуют внешний вид отдельных растений и животных страны

1. Арктические пустыни (СЛАЙД № 4)

2. Тундра (СЛАЙД № 5)

3. Тайга (СЛАЙД № 6)

4. Смешанные и широколиственные леса (СЛАЙД № 7)

5. Степи (СЛАЙД № 8)

·         Растительный и животный мир – национальное богатство России.

Учитель: Леса России - одно из главных богатств страны.

Задание для учащихся: Приведите свои примеры, подтверждающие фразу о лесах России – как национальном богатстве.

Обсуждение: Согласны ли вы с приведенными отрывками? Приведите свои примеры любовного отношения россиян к водным объектам нашей страны.

 

4. Рефлексия:

- теперь вернемся к своим таблицам «Что я знаю, что я  узнал нового» и заполним вторую колонку.

- проверим, изменилось ли у вас мнение по поводу высказываний прочитанных в начале урока.

 

Домашнее задание: № 21 кластер в тетради.

Поисковая работа (разноуровневые задания)

1. Найти художественны произведения (проза) в которых речь идет о животном и растительном мире России (библиография).

2. Найти художественные произведения (стихи) в которых речь идет о животном и растительном мире России (библиография).

3. Найти репродукции картин, на которых изображена природа Росси (фамилии художников, названия картин).

1-3 - «5»

1-2 - «4»

1 - «3»






загрузка...
загрузка...
загрузка...