загрузка...

География 8 класс
Поурочные разработки

Урок 29. Многообразие внутренних вод России

 

Цели учителя: Создание условий для усвоения материала учащимися на уровне получения новых знания и первичного закрепления изученного материала.

Задачи  учащихся:

1. Актуализировать знания о значение воды в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.

2. Выявить основные типы внутренних вод, встречающиеся на территории России.

3. Сформировать представление о роли климата и рельефа в распределении внутренних вод по территории страны.

4. Продолжить формирование умений работать с текстовыми и иллюстративными материалами.

Тип урока: Получения  новых знаний и первичного закрепления материала.

Форма урока: Урок-лекция с элементами беседы.

Оборудование: Настенная физическая карта России, презентация на  CD-диске, проектор, экран, атлас, учебник.

 

1. Содержание урока

1.    Организационный момент.

2.    Стадия вызова.

3.    Реализации смысла.

4.    Рефлексия.

5.    Получение домашнего задания.

 

2. Стадия вызова:

- Посмотрите на слайд и подумайте, о какой географической оболочке Земли пойдет речь на сегодняшнем уроке? Почему на слайде есть фамилии таких писателей и поэтов как: Паустовский, Лермонтов, Есенин…

- Запишите в первую колонку  таблицы все, что вам известно о внутренних водах России.

 

3. Реализации смысла:

·     Значение воды на Земле (эвристическая беседа). (СЛАЙД №1)

1.  Вода – чудесный дар природы.

2.  Она вокруг нас – в дождевых каплях, сугробах снега, в реках, озерах, бьет холодными ключами из склонов или на дне реки.

3.  Вода нужна для всего живого: для человека, животных, растений.

4.  Вода нужна и для неживой природы: она участвует в разнообразных превращениях веществ.

5.  Большой круговорот воды – вечный процесс, в результате которого вода, проникая во все земные оболочки, снабжает их микроэлементами и взаимодействует со всеми природными компонентами.

6.  В обмене веществом и энергией состоят взаимосвязи в природе.

·     Типы внутренних вод (беседа с заполнением схемы в тетради) (СЛАЙД № 2)

Естественные водоемы:

1.  Поверхностные: реки, озера, ледники (горные и покровные), болота.

2.  Подземные воды (мерзлота, грунтовые воды, горячие источники и гейзеры).

Искусственные водоемы: Водохранилища, каналы, пруды.

·     Воды России – национальное богатство (СЛАЙД № 3)

Учитель: В России насчитывается около 2,5 млн. рек и почти столько же озер. Около 10 %  территории страны занимают болота, свыше 60 % - многолетняя мерзлота. В мерзлоте в виде «цемента» содержится лед – в вода в твердом состоянии. На долю ледников приходится малая площадь, но в них заключен большой запас пресной воды.

Задание для учащихся: Приведите свои примеры, подтверждающие фразу о водах России – как национальном богатстве.

·     Распределение внутренних вод по территории страны

(работа с картами атласа, эвристическая беседа по вопросам). (СЛАЙД № 4)

Задание: Пользуясь физической картой России в атласе, ответьте на вопросы:

1.  Равномерно ли распределены поверхностные воды по территории России? От чего зависит их распространение?

2.  В каких климатических поясах и областях возможно размещение  мерзлоты?

3.  Назовите  районы страны, где  встречаются горячие подземные воды – гейзеры, минеральные источники?

4.  В каких горных массивах можно наблюдать горные ледники?

5.  Где в России распространены покровные ледники?

Учитель: «Реки можно рассматривать как продукт климата». Эти слова русского климатолога А. И. Воейкова можно отнести и ко всем другим видам внутренних вод.  (СЛАЙД № 5)

Озер много там, где есть котловины, в которых скапливается избыточная вода (основная масса водных объектов России и запасов пресных вод находится в области избыточного увлажнения).

Учитель. Привести примеры антонимов по теме “Озера”

- Маленькие и большие

- Глубокие и мелкие

- Пресные и соленые

- Теплые и холодные

- Сточные и бессточные

- Пересыхающие и непересыхающие

Там, где котловин нет, избыточная вода застаивается, образуются болота.

Если поверхность имеет уклон, вода стекает, образуя ручьи и реки.

Там, где поверхность сложена песками, трещиноватыми известняками или вулканическими туфами, воды не стекают по поверхности, а просачиваются вглубь. В этих местах обильны подземные (грунтовые) воды.

Далее учитель предлагает к рассмотрению фото и изобразительный ряд  на экране. Учащиеся рассматривая, характеризуют внешний вид отдельных типов внутренних вод. (СЛАЙД № 6)

Для характеристики роли рек в жизни славян учитель просит одного из учеников зачитать текст на экране.  (СЛАЙД № 6)

«Велика роль рек в исторической судьбе народов. У славян они служили источниками воды, пищи (рыбная ловля), преградой для кочевников. Никто не имел права отказать в воде человеку – этот неписанный закон нашел отражение в поговорке «Как пить дать». С водой связаны поверья, приметы, гадания, заговоры, а также сказки, былины, эпосы.

Русский народ хорошо знал и любил свои реки, величал их уважительно, ласково: Волга-матушка, Дон-Иванович. Ремесло лоцмана было очень почетным на Руси. С  IX века стали исподволь использовать энергию текучей воды: строили ветряные мельницы. С помощью водяных колес приводили в движение станки и другие механизмы. Первая в России ГЭС была построена в 1896 году.

В настоящее время вода рек используется очень интенсивно во всех сферах жизни и хозяйственной деятельности».

Учитель: Вспомните как в произведениях русских поэтов и писателей говориться озерах.

Сергей Есенин в 1914 г. писал об озере:

Выйду на озеро, в синюю гладь,

К сердцу вечерняя льнет благодать…

Или в 1910 г.

Выткался на озере алый свет зари,

На бору со звоном плачут глухари

Учитель. Евгений Симонов так описывает озеро Селигер:

“На озере чудесница природа с присущей ей одной, почти композиторским чувством меры и ритма сумела создать редкостное сочетание воды, леса, песка, травы, солнца”.

Николай Ладейщиков пишет о Байкале: “Байкалу свойственен спокойный, величавый ритм”.

Обсуждение: Согласны ли вы с приведенными отрывками? Приведите свои примеры любовного отношения россиян к водным объектам нашей страны.

 

4. Рефлексия.

- теперь вернемся к своим таблицам и заполним вторую колонку.

- Дискуссия по вопросу учителя: «Может ли страна, богатая поверхностными водами, страдать от недостатка чистой пресной воды?»

 

Домашнее задание:

Знать записи в тетради, по желанию подготовить сообщение о реках России.






загрузка...
загрузка...