загрузка...

География 8 класс
Поурочные разработки

Урок 2. Географическое положение России

 

Цели и задачи урока:

- продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об  особенностях и главных чертах природы России;

- рассмотреть главные черты географического положения России и их влияние на особенности природы, экономики и населения страны;

- приступить к формированию умения выполнять практические задания по географической карте России;

- познакомить учащихся с морскими и сухопутными границами России, с пограничными государствами.

Учебно-наглядный комплекс: политическая карта мира или Евразии, физическая карта России, диафильмы, схемы, таблицы, книги.

Формы проведения урока:

·       беседа с использованием учебника об особенностях и размерах территории России;

·       определение главных черт географического положения России, беседа об их влиянии на природу страны;

·       практическая работа по географической карте России - определение крайних точек страны и их координат;

·       определение протяженности России с севера на юг и с запада на восток;

·       рассказ учителя о географическом центре страны;

·       беседа с использованием географической карты о границах России и пограничных государствах, о сухопутных и морских границах России;

·       практическая работа с контурной картой - обозначение границ России и пограничных государств.

Термины и понятия: (электронный учебник, тема « Географическое положение России» - карты)

Географическое положение страны, крайние точки, граница, территориальные воды.

Географические объекты

Мыс Флигели, мыс Челюскин, мыс Дежнева, остров Ратманова, Балтийская коса, гора Базардюзю, полуостров Рыбачий, Финский залив, Большой Кавказ, Прикаспийская низменность, Алтай, проливы Лаперуза и Кунаширский, озеро Виви;

пограничные государства: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, КНДР, Япония, США.

(электронный учебник - карты: Крайние точки России…)

 

Справочно-информационный материал

 

Границы России

 

Пограничные государства

Общая длина, км

По морю, км

По суше, км

По рекам и озерам

Норвегия

219,1

23,3

43

152,8

Финляндия

1325,8

54

1091,7

180,1

Эстония

466,8

142

89,5

235,3

Латвия

270,5

-

137,2

133,3

Литва

288,4

22,4

29,9

236,1

Польша

236,3

32,2

203,3

0,8

Белоруссия

1239

-

857,7

381,3

Украина

2245,8

320

1500,2

425,6

Грузия

897,9

22,4

819,4

56,1

Азербайджан

350

22,4

272,4

55,2

Казахстан

7598,6

85,8

5936,1

1576,7

Монголия

3485

-

2878,6

606,4

Китай

4209,3

-

650,3

3559

КНДР

39,4

22,1

-

17,3

Япония

194,3

194,3

-

-

США

49

49

-

-

Всего

23115,2

989,9

14509,3

7616

 

Государственная территория России включает в себя всю сушу в пределах государственных границ, все внутренние воды (то есть площадь озер, водохранилищ, рек, прудов и т. д.) и территориальные воды, граница которых проходит на расстоянии 12 морских миль (22,2 км) от береговой линии. В состав государственной территории включает также воздушное пространство и недра.

 

 

Географический центр России расположен на юго-западном берегу оз. Виви (Среднесибирское плоскогорье).

 

Тесты и задания для проверки (электронный учебник - тесты)

1. Перечислите главные черты географического положения России их влияние на природу страны.

2. Определите по карте, с какими государствами Россия имеет:

А) только сухопутную границу;

Б) и сухопутную, и морскую границы;

В) только морскую границу.

3. Определите протяженность России:

А) с запада на юг по 110° в. Д.;

Б) с запада на восток по Северному Полярному кругу;

В) с запада на восток по 55° с.ш.

 

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка д/з, фронтальный опрос)

1). Что изучают в курсе физической географии РФ?

2). Какие компоненты природы входят в состав природно-территориального комплекса?

3). Назовите природные комплексы РФ

4). Какие природные комплексы созданы в РФ в результате хозяйственной деятельности человека?

5). Что такое природная среда?

6). Почему вопросам изучения природной среды в настоящее время уделяется особенно большое внимание?

3. Изучение нового материала. Россия – крупнейшее государство мира

1). Площадь 17,1 млн. кв. км

2). Особенности ГП: в северной части материка Евразия (северный полярный круг) большая протяженность с запада на восток, широкий выход к морям Северного Ледовитого океана.

3). Пограничные с РФ госуд-ва на суше: Норвегия, Финляндия, Эстония, Литва, Латвия, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Монголия, Китай, КНДР, на море Япония и США.

4). Крайние точки РФ.

На севере - островная в архипелаге Земли Франца Иосифа на о.Рудольфа – мыс Флигели, материковая – мыс Челюскин на п-ове Таймыр,

на юге – в респ. Дагестан,

юго-западнее горы Базардюзю,

на западе - на песчаной косе Гданьского залива Балтийского моря близ Калининграда,

на востоке – островная – на о. Ратманова в Беринговом проливе, материковая – на мысе Дежнева на Чукотской п-ове.

5). Протяженность границ РФ 61 тыс. км (больше длины экватора). Расстояние между крайними точками 10 тыс. км (запад-восток) и 3 тыс. км (север-юг)

6). РФ имеет наибольшее число пограничных государств (16) и морей, омывающих ее берега (13). Морские границы любого государства – 12 миль (22,2 км) от побережья, далее – 200-миллионная экономическая зона.

7). На территории РФ расположены крайние северные и восточные точки материка Евразия.

8). РФ – единственное государство в мире, у которого столь обширные территории лежат за полярным кругом.

4. Закрепление материала. Практическая работа. На контурной карте обозначить границы РФ, названия пограничных государств, крайние точки, в тетради – главные особенности ГП РФ, координаты крайних точек.

5. Домашнее задание:  параграф № 2, р/т с. 1

 

.






загрузка...
загрузка...