загрузка...


География 8 класс
Поурочные разработки

Урок 12. Строение литосферы на территории России

 

Цели урока:

1. Актуализация знаний по ранее изученным темам;

2. Формирование представлений о геологическом времени;

3. Формирование основных понятий по новой теме;

4. Установление закономерностей развития и строения литосферы;

5. Продолжить формирование умения работать с картами разного содержания;

6. Развитие общеучебных умений сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карты России (физическая, тектоническая), карта Челябинской области, карточки с буквенными индексами эр и периодов, учебник, атлас, тетрадь, рабочая тетрадь (авторы: Ким Э. В., Марченко Н. А., Низовцев В. А.), рабочая тетрадь (автор: Баринова И. И.).

Новые понятия: геологическое время, эон, эра, период, платформа, плита, щит, складчатости.

Оформление доски: настенные карты, карточки периодов расположить соответственно эрам.

Структура урока:

Организационный этап (проверка готовности к уроку)                       1 мин.

Повторение изученного (опрос)                                                       10 мин.

Изучение нового материала (включает поэтапное закрепление)         20 мин.

Итоговое закрепление по теме                                                         5 мин.

Объяснение и подготовка к домашнему заданию                                5 мин.

Подведение итогов, оценивание работы учащихся                             4 мин.

 

1.    Фронтальный и индивидуальный опрос:

·     Назовите особенности географического положения России.

·     Назовите и покажите на карте соседние страны. С какими странами у России только сухопутная, только морская, и сухопутная, и морская граница?

·     С какими странами у России самый протяжённый, самый маленький участок границы?

·     Какие из стран являются для России соседями второго порядка?

Вопросы на повторение: рабочая тетрадь (Ким Э. Л.) стр. 12.

2.    Изучение природы России мы начинаем со строения территории и её рельефа. Почему? (Ответ: 1. Так как строение и рельеф являются основой всего природного комплекса. 2. Рельеф влияет на развитие других компонентов. - учебник, стр. 41).

Объявление учащимся темы урока и целей.

3. Формирование Земли как планеты охватывает два этапа: догеологический (планетарный) и геологический. Мы рассмотрим развитие Земли в геологическое время.
Геологические единицы: эон 
 эра  период

Эоны: время скрытой жизни (AKAPr), время явной жизни (PzMzKz).

Эры: Архей (A), Катархей (КА), Протерозой (Pr), Палеозой (Pz), Мезозой (Мz), Кайнозой (Kz).

Периоды: Pz – Кембрий (Э), Ордовик (О), Силур (S), Девон (D), Карбон (С), Пермь (Р); Мz – Триас (Т), Юра (I), Мел (К);  Kz – Палеоген (Р), Неоген (N), Четвертичный –Антропогеновый (Q).

Провести закрепление по карточкам (Эра, период – буквенный индекс).

В какой эре, каком периоде мы живём?

4.  Вспомнить материал седьмого класса.

Что такое литосферные плиты? Назовите самые крупные. Какая из этих плит нам нужна при изучении территории России? (Ответ: Литосферные плиты – это крупные блоки литосферы, состоящие из земной коры и верхней части мантии мощностью 60-100 км. Крупные плиты: Тихоокеанская, Индо–Австралийская, Африканская, Северо–Американская, Южно – Американская, Антарктическая, Евразийская. Мы живём на материке Евразия, который лежит на Евразийской плите).

5.  Рассмотрим новые понятия.

 

            

Древние платформы 

Русская, Сибирская            Щиты, массивы           Складчатости

(А, Pr)                                                                Древнейшая

Молодые платформы                                              (Почему её не видно на карте?)

(плиты)                                                               Древние:      

Западно – Сибирская                                            Байкальская         

(PrPz)                                                                         

(А, Pr, Э)   

Каледонская

(О, SD)

Герцинская 

(CP)

Средняя:

Мезозойская

(Т, IK)

Новая:

Кайнозойская

(Р, NQ)

                                                                              
Закрепление: Найти и показать по карте перечисленные тектонические  структуры. (Учебник, стр. 43-45).

На территории России проходят два складчатых пояса кайнозойской складчатости: Альпийско–Гималайский и Тихоокеанский. ( Найти и показать по карте).

Рабочая тетрадь (Ким Э. В.) стр. 13, рис. 3 - Какие тектонические структуры показаны цифрами?

К какой складчатости относятся Уральские горы? Как произошло их образование?

6. Установление закономерности между тектоническими структурами, рельефом и размещением полезных ископаемых.

Устойчивые участки литосферы  равнины;

Подвижные участки  горы;

Магматические породы – в основном встречаются в горных районах, связаны с выходами на поверхность или внедрением в земную кору вещества мантии;

Осадочные породы – встречаются в равнинных областях, связаны с осадочным чехлом древних и молодых платформ или межгорных понижений.

Закрепление: Подтвердить закономерности примерами по карте

(Русская платформа – Русская равнина …)

6.


Закрепление: Какое строение имеют Уральские горы?

Закрепление по изученной теме: Рабочая тетрадь (Ким Э. В.) стр. 14-15, задание № 1-6.

7. Домашнее задание: Параграф № 6, заполнить таблицу (рабочая тетрадь (Баринова И. И.) стр. 16-17).

 

Эра, период

Складчатость

Форма рельефа

Полезные ископаемые

 

8. Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся.






загрузка...
загрузка...
загрузка...