загрузка...


География 8 класс
Поурочные планы

Урок 7. Геологическое строение территории России. Практическая работа № 2 «Сопоставление тектонической и физической карт»

 

Цели урока: формирование мировоззрения у учащихся о постоянном развитии и изменении природы при рассмотрении геологического летоисчисления; сформировать новые понятия «геологическое летоисчисление», «эра», «период»; выявить причинно-следственные связи изменения природы нашей страны; развить интерес к  истории развития и географии России.

Оборудование: карта «Строение земной коры», физическая карта России, атласы, к\к.

Ход урока

I. Организационный момент.

 

II. Проверка домашнего задания.

Географический диктант.

- Горы, разделяющие обширные равнины, протянувшиеся с севера на юг почти на 2 тыс. км. (Урал)

- Горный хребет, протянувшийся вдоль побережья Лены в ее нижнем течении (Верхоянский)

- Горы, расположенные на полуострове Таймыр. (Быранга)

- Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря с северо-востока на юго-запад. (Сихотэ-Алинь)

- Горы южной Сибири, по которым проходит граница России и Казахстана (Алтай)

- Крупнейший горный хребет Камчатки. (Срединный)

- Обширное нагорье к северо-востоку от озера Байкал. (Становое)

- Горы между Алтаем и оз. Байкал. (Саяны)

- Самое восточное нагорье нашей страны. (Чукотское)

- Горный хребет в Северо-Восточной Сибири, названный имен» русского путешественника, (хр. Черского)

 

III. Изучение нового материала.

1. Геологическая история Земли. Анализ приложения 3, геохронологической таблицы стр. 284-285 учебника.

Как же развивалась Земля на геологическом этапе своей истории? В развитии земной коры выделяют следующие циклы:

Раздвижение литосферных плит. За счет подводных излияний лав на этом этапе формируются толщи магматических пород. На дне морей накапливаются и осадочные породы.

Столкновение плит. Оно сопровождается складчатостью, усилением вулканизма и образования горных областей.

Платформенный этап. Возникшие горные сооружения постепенно выравниваются. За счет колебательных движений – медленных поднятий и опусканий - происходят наступания и отступания мелководных морей. На дне их накапливаются осадочные горные породы формирующие осадочный чехол.

В каждом цикле характер развития, т. е. геологическая история, определял геологическое строение данной области, состав горных пород и полезных ископаемых. От этого зависит рельеф.

2. Геологическое летоисчисление. Работа с рис. 13 на стр. 39.

В истории Земли выделяют два основных этапа:

Планетарный - начался примерно 7 млрд. лет назад с зарождением Земли как планеты и закончился 5 млрд. лет назад с образованием первичных атмосферы и гидросферы.

После образования Мирового океана начался геологический этап Время, охватывающее этот этап, называется геологическим. На этом этапе формируются различные горные породы. Время образования, т.е возраст горных пород, определяется лабораторными методами по окаменелым остаткам растений и животных.

Многолетнее исследование горных пород позволило раскрыть всю геологическую историю, выявить в ней этапы органического мира, изменения природных условий. Эти данные составляют геохронологическую таблицу.

3. Анализ геологической и тектонической карт России.

Далее учащиеся отвечают на вопросы:

1). Породами какого возраста сложена Русская равнина, Западно-Сибирская равнина?

2). Как по геологической карте можно определить горные и равнинные территории?

Где на территории России на поверхность выходят самые древние породы?

Какое практическое значение имеют геологические карты?

Используя геохронологическую таблицу, расскажите об изменении и развитии рельефа страны в геологическое время.

 

Эры

Периоды

Геологические события

Кайнозой

 

3. четвертиный

Общее поднятие территории. Неоднократное оледенение. Появление человека.

2. неогеновый

Господство покрытосеменных (цветковых) растений.

1. палеогеновый

Широкое распространение цветковых растений. Развитие птиц и млекопитающих.

Мезозой

3. меловой

Вымирание гигантских пресмыкающихся. Развитие птиц и млекопитающих.

2. юрский

Образование современных океанов. Расцвет рептилий. Появление птиц.

1. триасовый

Поднятие материков, отступание моря. Первые млекопитающие.

Палеозой

6. пермский

Сухой климат, возникновение голосеменных.

5. каменноугольный

Жаркий, влажный климат. Развитие лесов(плаунов, папоротников),первые рептилии, земноводных.

4. девонский

Жаркий климат. Первые пустыни. Появление земноводных и рыб.

3. силурский

Появление первых наземных растений.

2. ордовикский

Уменьшение S морей. Появление наземных беспозвоночных животных.

1. кембрийский

Возникновение молодых гор. Наступление моря. Расцвет морских беспозвоночных животных.

Протерозой

 

Начало байкальской складчатости. Время бактерий и водорослей.

Архей

 

Древнейшая складчатость. Вулканическая деятельность. Время одноклеточных бактерий.

 

IV. Закрепление изученного материала.

Закономерность взаимосвязи тектоники, рельефа, полезных ископаемых оформляется в виде схемы:

 

 

V. Практическая работа № 2 «Сопоставление тектонической и физической карт»

 

VI. Подведение итогов урока и задание на дом: § 6.






загрузка...
загрузка...
загрузка...