загрузка...

География 8 класс
Поурочные планы

Урок 19. Восточная Сибирь: величие и суровость природы

 

Цели урока: выявление особенностей природы Восточной Сибири и факторов, влияющих на них, продолжение формирования навыков работы с различными источниками географической информации, воспитание любви и уважения к родной стране.

Оборудование: физическая карта Восточной Сибири и Дальнего Востока, фотографии с видами природы Восточной Сибири, гербарий, учебники, атласы, контурные карты.

Ход урока

I. Орг.момент.

 

II. Изучение нового материала.

1. Сегодня на уроке мы продолжаем изучать крупные природные регионы России, и наш следующий объект - Восточная Сибирь. Мы помним, что изучение любого географического объекта начинается с определения его географического положения.

Задание:

по карте в учебнике определить границы Восточной Сибири, нанести их на контурную карту;

по карте у доски показать объекты, по которым проходят границы Восточной Сибири.

Вопрос учащимся:

с площадью какого материка можно сравнить площадь Восточной Сибири?

Грандиозна и сурова природа Восточной Сибири. Тянущиеся на тысячи километров многоводные реки, бескрайняя тайга, горные массивы и плоскогорья, низменные равнины тундровой полосы - все это Восточная Сибирь.

2. Рельеф.

·              Какие особенности рельефа Восточной Сибири видны по физической карте?

·              Чем объясняются эти особенности?

3. Климат.

Выступление учащегося с небольшим докладом об особенностях климата Восточной Сибири, в котором обращается внимание на его суровость, особенно на территории Якутии. Не случайно среди жителей республики бытует поговорка: «Сто километров - не расстояние, 40 градусов - не мороз». Учащиеся, используя знания из курса географии материков и океанов, дополняют докладчика. В частности, им известно, что на территории Восточной Сибири находится полюс холода северного полушария, а также зафиксированы самые высокие перепады температуры в течение года.

·              Почему именно в Оймяконе и Верхоянске, а не в более северных районах самый суровый климат и самый мощный слой вечной мерзлоты?

(По количеству осадков ( менее 200 мм в год ) Центральная Якутия может быть приравнена к зоне пустынь).

·              Почему в таком случае в Центральной Якутии нет зоны пустынь, а напротив, произрастает тайга?

Учитель: прекрасно описал зимнюю Якутию один из ее исследователей Вацлав Серошевский: зима здесь «самый тихий, ясный, сухой и устойчивый из здешних климатических периодов. Резких перемен погоды зимой не случается. Стужа нарастает и падает плавными и крупными размахами. Ветры почти отсутствуют… Всюду царит нерушимая тишина, спокойствие, безмолвие… Даже свод неба кажется куполом, выточенным из льда. Он бледен, прозрачен и по целым неделям не видно на нем ни облачных пятен, ни туч…» [3].

·              О каком атмосферном вихре идет речь в этом описании?

4. Внутренние воды.

Задание:

- показать по карте реки Восточной Сибири. К бассейну какого океана они относятся? Каков их тип питания?

- Природные зоны.

Вопрос учащимся:

какие природные зоны расположены на территории Восточной Сибири?

какая из них занимает наибольшую территорию?

Знакомство учащихся с помощью гербария с основными представителями растительного мира, рассказывая об уникальных свойствах некоторых из них. Названия растений записываются в тетрадь.

 

III. Работа с контурными картами.

1)      Обозначить на к/к формы рельефа:

А) горы: Алтай, Саяны, Салаирский Кряж, Кузнецкий Алатау;

Б) котловыны: Кузнецкая, Мтнусинская, Тувинская;

В) хребты: Верхоянский, Чекрский, Хамар-Дабан, Яблоновый

2)      Отметить крупные реки: Енисей, Ангара, Н. Тунгуска, Селенга, Витим, Оленек, Вилюй, Алдан, Индигирка, Яна,

3)      Указать крупнейшие ГЭС: Красноярская, Саяно-Шушенская.

Вопрос учащимся

- в чем же заключается величие и суровость природы Восточной Сибири?

 

IV. Домашнее задание: параграф 37, вопросы,

Индивидуальные задания: подготовить небольшие рассказы:

- о тундрах и полуострове Таймыр;

- о природе Якутии;

- о Сибирской тайге;

- о Минусинской котловине;

- об Алтае;

- о реке Лене;

- о плато Путорана;

- объяснить образование траппов, наледей, «булгунняхи».





загрузка...
загрузка...