загрузка...


География 8 класс
Поурочные планы

Урок 15. Природные комплексы Русской равнины

 

Цель:  Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы Русской равнины. Познакомить учащихся с природными комплексами Восточно-Европейской равнины и углубить их знания о природных зонах как характерных примерах природно-территориального комплекса. Продолжить формирование умений работать с источниками географической информации. Учимся  работая в группе  вести диалог и передавать информацию, защищать ее в выступлении перед классом.

Оборудование: карта «Природные зоны», атласы, гербарий растений,  карточки – задания. 

Ход урока

Психологический настрой: На уроке продолжаем знакомиться с природными особенностями Восточно-Европейской равнины. Выявляем характерные особенности природных зон.

Для повторения понятий, которые нам будут необходимы при изучении материала на сегодняшнем уроке я предлагаю вам выполнить задание.

Карточки для индивидуальной работы.

Природные комплексы Восточно-Европейской равнины.

Задание: Для данных определений подберите термины и запишите в ответе соответствующие буквы.

1. Закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории.                       

Ответ: В

2. Неделимый однородный природный комплекс.                         

Ответ: Б

3. Конкретная территория, однородная по происхождению, обладающая единым геологическим фундаментом, однотипным рельефом, климатом, единообразным сочетанием почв.                        

Ответ: Г

4. Крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности, животного мира.                        

Ответ: А

А – Природная зона.

Б – Фация.

В – Природно-территориальный комплекс.

Г - Ландшафт.

(понятия проверяются в ходе урока).

 

Беседа с детьми:

Что такое природно-территориальный комплекс?

ПТК – это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории.

Почему природных комплексов на территории России великое множество?

(Разнообразие компонентов образует разнообразные природные комплексы.)

Как называются самые мелкие ПТК?

(Самые мелкие ПТК (локальные) - называют фациями, это неделимые, однородные природные комплексы: луг, озеро, болото и т. д.)

Природа Русской равнины разнообразна: это низменности покрытые тундрой, и поймы рек с заливными лугами, заболоченные низменности и еловые леса...

Самые крупные природные комплексы равнины – природные зоны. Повторяется понятие природной зоны и взаимосвязи между компонентами природы. 

Наиболее характерная особенность природы Русской равнины – хорошо выраженная широтная зональность ландшафтов.

Мы с вами приступаем к рассмотрению природных комплексов Русской равнины.

 

Работа в группах:

Работая с текстом параграфа 28 на стр. 150-152 учебника и картами атласа выполните  предложенные на карточке задания, обсудите в группе и заполните предложенную схему. Договоритесь в группе кто защищает работу группы. При защите используются составленные в группе схемы.

Задание для группы № 1.

Природная зона тундры и лесотундры.

Работая с текстом параграфа 28 на стр. 150-152 учебника и картами атласа выполните  предложенные на карточке задания.

1. Определите, чему равен коэффициент увлажнения в тундре? Какое увлажнение?

2. Как называется климат тундры? Какой климатический пояс?

Найдите на карте среднюю температуру января и июля, среднегодовое количество осадков.

3. Определите растения тундры. Какие приспособления имеют растения для жизни в тундре?

Почему в тундре не растут высокие деревья? Приведите примеры животных обитающих в тундре.

4. Какие почвы сформированы в тундре? Почему почвенный горизонт маломощный?

 

Задание для группы № 2.

Природная зона тайги, смешанных и широколиственных лесов.

Работая с текстом параграфа 28 на стр. 150-152 учебника и картами атласа выполните  предложенные на карточке задания.

1. Определите, чему равен коэффициент увлажнения в лесной зоне?  Какое увлажнение?

2. Как называется климат? Какой климатический пояс?

Найдите на карте среднюю температуру января и июля, среднегодовое количество осадков.

3. Какие породы деревьев распространены в лесной зоне Русской равнины?

Что такое полесье?

Какие животные обитают в данной зоне? Приведите примеры.

4. Какие почвы сформированы в лесной зоне?

 

Задание для группы № 3.

Природная зона лесостепи и степи.

Работая с текстом параграфа 28 на стр. 150-152 учебника и картами атласа выполните  предложенные на карточке задания.

1. Определите, чему равен коэффициент увлажнения.  Какое увлажнение?

2. Какой климатический пояс?

Найдите на карте среднюю температуру января и июля, среднегодовое количество осадков.

3. По гербарию определите растения произрастающие в степной зоне.

Какие животные типичные обитатели степной зоны? Приведите примеры.

4. Какие ландшафты сейчас преобладают в степи? Почему? Какие там почвы? Почему усилилась эрозия?

 

Задание для группы № 4.

Природная зона полупустынь и пустынь.

Работая с текстом параграфа 28 на стр. 150-152 учебника и картами атласа выполните  предложенные на карточке задания.

1. Определите, чему равен коэффициент увлажнения в пустыне? Какое  там увлажнение?

2. Как называется климат пустыни? Какой климатический пояс?

Найдите на карте среднюю температуру января и июля, среднегодовое количество осадков.

3. По гербарию определите растения пустыни. Какие приспособления имеют растения для жизни в засушливых условиях?

Приведите примеры животных обитающих в пустыне.

4. Какие почвы сформированы здесь?

 

Памятники природы

Карелия – презентация

Валдай – презентация

Экспресс - контроль

 

Задание на уровень «3».

1. Определите, какие растения или животные  обитают в указанных зонах и выпишите их:

1). Тундра – северный олень, лось, лемминг, кедр, полярная береза, глухарь, ягель, белая сова, полярный волк.

2). Смешанный лес – суслик, заяц, кабан, белая сова, дятел, ясень, дуб, полынь.

3). Степь – типчак, ель, ковыль, хомяк, сурок, соловей, клен, осина, лось.

4). Полупустыня и пустыня – суслик, сайгак, ушастый еж, ящерицы, змеи, бурундук, глухарь, рябчик.

 

Задание на уровень «4».

1. Из данных признаков выбрать характерные для  природных зон и расставить цифры в предложенной ниже таблице:

 

тундра

тайга

смешанные  и широколиственные

леса

степи

полупустыни и пустыни

 

 

 

 

 

 

Признаки:

1. Территория зоны - огромные пастбища домашних оленей.

2. Значительная часть зоны распахана.

3. Увлажнение избыточное.

4. Преобладают хвойные деревья: ель, пихта, сосна.

5. Преобладают подзолистые почвы.

6. Почвы дерново-подзолистые, серые лесные, бурые лесные.

7. Растут дуб, клен, ясень, липа.

8. Растительность мохово - лишайниковая.

9. Почвы черноземы.

10. Растения имеют длинные корни,листья превратились в колючки.        

 

Задания на уровень «5».

Определите, какой географический термин соответствует определению. Запишите этот термин.

1. Закономерная смена природных зон и природных условий в горах.

2. Безлесная природная зона с растительностью из мхов, лишайников и стелющихся кустарников.

3. Лесная зона умеренного пояса с преобладанием хвойных деревьев.

4. Территория, на которой охраняется в естественном состоянии растительный и животный мир.

5. Безлесная зона умеренного пояса с преобладанием трав.

6. Территория со схожими почвами, растениями, животными, климатом.

7. Закономерная смена природных зон на равнинах.

 

Проверка выполнения заданий на выбранный уровень.

Уровень «3».

Проверка работы  и оценка по критериям:

Критерии на уровень «3».

ЕСЛИ ПРАВИЛЬНО ВЫБРАНЫ 9 ОТВЕТОВ И БОЛЕЕ - оценка «3».

ЗА МЕНЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ - оценка «2».

Правильные ответы на уровень «3».

1. Тундра – северный олень,лось, лемминг, кедр, полярная береза, глухарь,ягель,белая сова,полярный волк.

2. Смешанный лес – суслик, заяц, кабан, белая сова, дятел, ясень, дуб, полынь.

3. Степь – типчак, ель,ковыль, хомяк, сурок, соловей, клен, осина,лось.

4. Полупустыня и пустыня – суслик, сайгак, ушастый еж, ящерицы, змеи, бурундук, глухарь, рябчик.

 

Уровень «4».

Проверка работы  и оценка по критериям:

Критерии на уровень «4».

ЕСЛИ ПРАВИЛЬНО ВЫБРАНЫ 9-10 ОТВЕТОВ - оценка «4».

ЕСЛИ ПРАВИЛЬНО ВЫБРАНЫ 7-8 ОТВЕТОВ - оценка «3».

ЕСЛИ ПРАВИЛЬНО ВЫБРАНЫ МЕНЕЕ 7 ОТВЕТОВ - оценка «2».

Правильные ответы на уровень «3».

 

тундра

тайга

смешанные  и широколиственные

леса

степи

полупустыни и пустыни

1,3,8

4,5

6,7

2,9

10

     

Уровень «5».

Проверка работы и оценка по критериям:

Критерии на уровень «5».

ЕСЛИ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ НА 7 ВОПРОСОВ - оценка «5».

ЕСЛИ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ НА 6 ВОПРОСОВ - оценка «4».

ЕСЛИ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ НА 5 ВОПРОСОВ - оценка «3».

ЕСЛИ НА МЕНЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО ВОПРОСОВ - оценка «2».

Ответы на уровень «5»

1. Высотная поясность.

2. Тундра.

3. Тайга.

4. Заповедник.

5. Степь.

6. Природная зона.

7. Широтная зональность.

Памятники природы: сообщения учащихся.

Карелия – презентация

Валдай – презентация

 

Подведение итогов.

Домашнее задание: параграф 28. Для желающих творческое задание (Приложение 1).

 

Проведение рефлексии. Уважаемые ребята! Прошу вас заполнить предложенную ниже таблицу методом подчеркивания выбранного вами утверждения.

 

Критерии

Подчеркните

Доступность изучаемого материала

понял

не понял

частично понял

Уровень сложности выполняемых заданий

доступные

сложные

частично сложные

Изучаемый на уроке материал

мне интересен

интересен, но не очень

не интересен для меня

Психологическое состояние на уроке

чувствовал себя комфортно

чувствовал себя не совсем комфортно

чувствовал себя не комфортно

                  

СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!

 

Приложение 1.

Сравнение тундры и степи.

После знакомства с отрывками из литературных произведений определите, что общего между двумя зонами и какие между ними различия.

1. Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – все побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь, омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились старички. В траве перекликались суслики. где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку.

Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла...

На холме хлеб уже скошен и убран в копны, а внизу еще только косят... Шесть косарей стоят рядом и взмахивают косами, а косы весело сверкают и в такт, все вместе, издают звук: «вжжи, вжжи!» По движениям баб, вяжущих снопы, по лицам косарей, по блеску кос видно, что зной жжет и душит...

                                                                                                        А. Чехов.

 

2. Лес в Якутии и на Чукотке к северу становится все более низким и искревленным, а между 69 и 70 градусами северной широты исчезает совсем. Дальше простираются заросли стелющегося тальника и ерника (карликовая береза), которые возле Ледовитого океана тоже становятся ниже и ниже, и, наконец, теряются среди травы...

Тундра в здешних краях – это сочная осока, мхи, ерник, ивняк и багульник, стелющаяся брусника (на удивление крупная) и сыроежки (на удивление мелкие)...

Озера – главная достопримечательность тундры... обилие озер между Индигиркой и Колымой позволяет жителям совершать далекие путешествия, перетаскивая лодку из одного водоема в другой.

Летом в тундре часто моросит мелкий дождичек. Тундра делается расплывчатой, серо-зеленой. Туманы с ветрами угнетающе действуют на непривычного человека.

Основная живность в летней тундре – комары. Для них здесь придуман хороший эпитет: задавные. Да, они «давят» и «задавливают»... «Как песком в глаза сыплет», - говорят о комарах местные жители. Комары – одна из причин миграций диких оленей, совершающих за год два больших перехода: весной – из тайги и лесотундры к берегам Ледовитого океана, а осенью – обратно, на зимовку, под защиту деревьев.

                                                                                                    В. Туголуков.






загрузка...
загрузка...