загрузка...


География 8 класс
Поурочное планы по учебникам Раковской Э. М. и Баринова И. И.

Раздел 9. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

 

Урок 66. Сохранить и улучшить среду своего обитания - задача современного человека

 

Цели: сформировать представление о рациональном природопользовании; закрепить и углубить знания о рациональном и нерациональном природопользовании на примерах изученных территорий России; показать роль географии в рациональном природопользовании; рассмотреть последствия влияния человека на природные комплексы.

Оборудование: физическая карта России, схемы, таблицы.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Изучение нового материала

Земля — планета людей, которые живут благодаря природным ресурсам, забирая их у природы все в больших количествах. Но ресурсы исчерпаемы и могут иссякнуть. Используя природные богатства, человечество возвращает природе огромное количество отходов. Возникает проблема: как, используя ресурсы, сохранить планету чистой и не истощить запасы природных ресурсов, ведь они нужны будущим поколениям землян. Человечеству необходимо научиться жить по средствам.

Природопользование — деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человечества с помощью природных богатств.

По результатам и последствиям природопользование может быть рациональным и нерациональным.

В результате нерационального природопользования истощаются природные ресурсы, загрязняется окружающая среда, возникают экологические проблемы.

Рациональное природопользование сохраняет природные ресурсы, здоровье населения, окружающую среду.

 

 

Рациональное природопользование включает:

1) изучение особенностей природы и оценку природных ресурсов; здесь важна роль географии как комплексной науки;

2) охрану природы — меры, направленные на сохранение и контролируемое изменение природы. Важно правильно прогнозировать изменения природы, возникающие под влиянием деятельности человека.

 

 

Прогнозирование природной среды — очень сложная задача. В разработке проектов освоения районов России принимают участие и географы.

Например: проекты освоения Сибири (разработка газовых и нефтяных месторождений Сибири, необходимость сохранения природы Севера для жизни малых коренных народов), разработка месторождения КМА и сохранение черноземов, последствия строительства ГЭС на реках.

 

III. Практическая работа

Учащимся предлагается решить следующие проблемы:

1) освоение ресурсов Крайнего Севера;

2) освоение Западной Сибири (нужна нефть) приводит к загрязнению болот, рек, гибели рыбы, вырубке кедровых лесов;

3) воду озера Байкал загрязняют ЦБК, лесозаготовки;

4) освоение ресурсов своей территории.

Попробовав решить проблемы, учащиеся составляют прогноз и понимают, что прогнозирование - дело сложное. При географическом прогнозировании необходимо учитывать причинно- следственные связи и последствия изменений природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. При составлении долгосрочных прогнозов надо учитывать совершенствование техники и технологий. Географические прогнозы многовариантны, и в них никогда не указывают сроки наступления ожидаемых событий.

 

Домашнее задание

1. По Р.: § 49.

По Б.: § 46.

2. Подготовить сообщения:

1) о загрязнении атмосферы, способах защиты воздуха, кислотных дождях и их последствиях;

2) о загрязнении воды (источники загрязнения, последствия загрязнения);

3) об экологических проблемах района;

4) о проблемах загрязнения почвы.

По каждой теме работают два человека.






загрузка...
загрузка...