загрузка...

География 8 класс
Поурочное планы по учебникам Раковской Э. М. и Баринова И. И.

Раздел 9. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Урок 65. Объекты Всемирного природного и культурного наследия России

 

Цели: расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях; формировать представления о заповедниках, заказниках, национальных парках, памятниках природы; развивать умения самостоятельно работать с источниками географической информации, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих товарищей, отбирать главную информацию.

Оборудование: физическая карта России, по возможности — кинофильм об одной из изучаемых территорий.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

1. Географический диктант

Продолжите запись, указав непреднамеренные последствия, которые наступают при изменении природы человеком.

— Распашка склона для увеличения площади пашни → (усиление эрозии, образование на склоне оврагов).

— Осушение болот → (понижение уровня грунтовых вод, обмеление рек, исчезновение растительности, водоплавающая птица потеряет место для гнездования и т. д., возможны торфяные пожары).

— Создание водохранилища с целью строительства ГЭС, регулирования стока реки, улучшения условия судоходства → (заболачивание окружающей территории в результате подъема уровня грунтовых вод, разрушение берегов водохранилища волнами, оползни).

 

2. Фронтальный опрос

— От чего зависит степень изменения природы? (От того, на какой компонент воздействует человек, с какой силой и как долго длится воздействие.)

— Как называются природные комплексы, сильно измененные человеком? (Антропогенные.)

— Распределите воздействия на природу на слабые и коренные:

а) сбор ягод и грибов;

б) строительство транспортной магистрали;

в) охота;

г) добыча полезных ископаемых открытым способом;

д) создание водохранилища;

е) заготовка древесины.

(Слабое — 1, 3, 6; коренное — 2, 4, 5.)

— Что называется природными ресурсами? (Все природные компоненты, которые человек использует в хозяйственной деятельности.)

— На какие две группы делятся все ресурсы? (Исчерпаемые и неисчерпаемые.)

— На какие группы делятся исчерпаемые ресурсы? (Возобновимые и невозобновимые.)

— Целенаправленная деятельность, обеспечивающая потребности общества путем интенсификации использования природных ресурсов, сохранение ресурсов для будущих поколений, сохранение здоровья людей, охрана и восстановление свойств природных комплексов. (Рациональное природопользование.)

— Что включает рациональное природопользование? (Охрану природы; рациональное освоение природы; преобразование природы.)

— Приведите примеры воспроизводства природных ресурсов. (Лесопосадка, рекультивация земель, мелиорация, режим заповедника, заказника, рыборазведение и др. Очистка стоков.)

— Чем заповедник отличается от заказника? (Примерный ответ. Заповедник — это навечно изъятая из хозяйственного оборота территория. Заказник — это территория, на которой частично разрешена хозяйственная деятельность, не наносящая вреда охраняемым объектам.)

 

III. Изучение нового материала

(По ходу изучения нового материала учащиеся заполняют таблицу.)

 

Особо охраняемые территории

 

Название

Местоположение

Особенности

Ильменский заповедник

Урал, Ильменский хребет

Уникальное скопление минералов (более 200), редких и драгоценных (топазы, гранаты, сапфиры)

Печоро-Илычский заповедник

Северный Урал, западные склоны

Биосферный заповедник: охраняются типичные и хорошо сохранившиеся территории тайги с постоянным мониторингом состояния природы

«Звучащая гора» — памятник природы (Большое Богдо)

Прикаспийская низменность

Гора издает звуки — «поет». Воздушные струи вращают в трещинах горы зерна горных пород

Река, изменяющая свое течение, — памятник природы (Волхов)

Река Волхов вытекает из озера Ильмень и впадает в Ладожское озеро

Река меняет направление течения в зависимости от выпадения дождей в низовье, т. к. имеет очень маленький уклон

Озеро Байкал

Юг Восточной Сибири, пояс гор Южной Сибири

Самое глубокое озеро, имеющее уникально чистую по химическому составу воду и эндемичный органический мир

Вулканы Камчатки — объект Всемирного природного наследия

Полуостров Камчатка, Дальний Восток

Скопление действующих (более 30) и потухших (более 130) вулканов. Один из высочайших вулканов — Ключевская сопка, Долина гейзеров

 

1. Лекция

Сегодня мы отправимся в уникальные районы России. Это особо охраняемые территории и объекты Всемирного природного наследия — это девственные леса Коми, озеро Байкал, вулканы Камчатки, золотые горы Алтая. Для сохранения природы созданы по всей Земле и в России особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки и памятники природы.

Заповедники — это участки территорий или акваторий, навечно изъятые из хозяйственного использования, в которых сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс.

В заповедниках запрещены любые виды хозяйственной деятельности: охота, рубка леса, сбор ягод. В России 99 заповедников.

Первые из них — Баргузинский, Кедровая падь (1916 г.), Астраханский и Ильменский (1920 г.). Самым большим по площади является Большой Арктический заповедник (4 млн. км2).

 

Ильменский заповедник

На Южном Урале, в лесистых Ильменских горах, местные жители с незапамятных времен находили редкие камни, такие, каких не встретишь в других местах. В Ильменах природа будто нарочно собрала воедино сотни видов всевозможных камней. Минералы лежат здесь прямо на поверхности. Крупнейший ученый В.И. Вернадский возглавил экспедицию Академии наук СССР в Ильменские горы. Он убедился, что Ильмены — это громадная, богатейшая кладовая минералов. К сожалению, кладовая никем не охранялась, каждый хозяйничал в ней, как умел.

Только в 1980 г. Ильмены были объявлены государственным заповедником. Место рождения минералов — пегматитовая жила, где закладывают копь. С помощью кирок, ломов, лопат прорывают глубокие ямы, щели, траншеи и начинают изучать стенки копей, брать на пробу образцы минералов. Копи — это сундуки, стенки которых выложены разными минералами: горным хрусталем, сапфирами, топазами, фанатами и сотнями других драгоценных и поделочных камней.

Биосферные заповедники — это наиболее типичные для данной зоны и хорошо сохранившиеся территории. В них проводятся наблюдения за природой.

Заказники — охраняемые объекты, в которых разрешаются некоторые виды хозяйственной деятельности, не наносящие вреда охраняемым объектам.

Национальные парки — охраняемые территории, которые используются для массового отдыха и туризма. В них есть запретные зоны и рекреационные зоны (например, национальный парк «Лосиный остров» в Подмосковье).

(Учащиеся могут знать охраняемые территории своей местности (области, республики). Лучше, если именно о них пойдет речь на этом уроке.)

Памятники природы — это достопримечательные природные объекты, подлежащие охране: водопад, пещера, роща редких деревьев, уникальное дерево. Каждый из вас может принять участие в обнаружении редкого объекта природы и объявлении (паспортизации) его памятником.

 

2. Сообщения учащихся

«Звучащая гора» — памятник природы

На Прикаспийской низменности, рядом с озером Баскунчак, на 170 км возвышается гора Большое Богдо. Ядром горы служит монолит каменной соли. Уникальность горы Большое Богдо в том, что это звучащая гора. В ее трещинах воздушные струи вращают зерна кварцита и яшмы, пластинки гипса, и гора «поет». Местные жители считают гору местом обитания духа.

Река, изменяющая свое течение

В одной из новгородских летописей описано интересное событие, произошедшее в XII в. Население старинного Новгорода, недовольное поведением епископа Иоанна, решило изгнать его из своего города. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берет начало в озере Ильмень, а впадает в Ладожское озеро. Но плот понесло в обратную сторону, в озеро Ильмень, т. к. река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это как знамение Господне, и епископ Иоанн с почестями вернулся на свой престол.

Оказывается, уклон поверхности, по которой протекает Волхов, очень небольшой. Когда в нижнем течении Волхова выпадают сильные дожди, уровень воды в низовьях становится выше, чем в верховьях, и Волхов течет в обратном направлении.

Комментарии

На этом же уроке стоит вспомнить и уже изученный материал об объектах Всемирного природного наследия: озере Байкал, вулканах Камчатки, Алтайских горах, лесах Республики Коми. Хорошо вспомнить образ Байкала, посмотрев кинофрагмент, и понять, в чем же его уникальность: Найти на карте вулканы Камчатки, сопки, вспомнить Долину гейзеров. Золотые горы Алтая — территория, которую Н. Рерих называл Шамболой — духовным центром Земли. Девственные леса Коми — леса, где не бывала нога человека, это эталон природы тайги и Земли в целом.

В конце урока учитель проверяет правильность заполнения таблицы.

 

Домашнее задание

Отметить на контурной карте:

1) заповедники (Большой Арктический, Таймырский, Путоранский, Командорский, Астраханский, Баргузинский, Кижи, Сихотэ-Алинский, Ильменский);

2) объекты Всемирного наследия (озеро Байкал, леса Коми, вулканы Камчатки, Кижи, Соловецкие острова, Троице-Сергиева лавра (г. Сергиев Посад), Владимир, Суздаль, Новгород, Москва).






загрузка...
загрузка...