загрузка...


География 8 класс
Поурочное планы по учебникам Раковской Э. М. и Баринова И. И.

Раздел 8. КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ РОССИИ

 

Урок 58. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы

 

Цели: расширить и углубить знания учащихся об уникальной природе Дальнего Востока; рассмотреть особенности взаимосвязей в отдельных ПТК Дальнего Востока; активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать навыки общения, коллективной работы.

Оборудование: физические карты России и Дальнего Востока, таблицы; картины, гербарии, книги, наборы открыток, вырезки из журналов и газет, по возможности — документальный фильм.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

(Географический диктант.)

— Моря Тихого океана, омывающие Дальний Восток. (Берингово, Охотское, Японское.)

— Рельеф Дальнего Востока... (гористый), т. к. — это область... (кайнозойской складчатости).

— Хребты Дальнего Востока вытянуты... (с севера на юг или вдоль побережья).

— Факты, свидетельствующие о том, что горообразование на Дальнем Востоке не завершилось. (Землетрясения, вулканизм. )

— Тип климата Дальнего Востока. (Муссонный.)

— Осадки здесь выпадают чаще в виде... (дождя).

— Самая крупная река Дальнего Востока. (Амур.)

— Крупные притоки реки Амур. (Зея, Бурея, Уссури.)

— Реки разливаются во время... (муссонных дождей).

— Уссурийская тайга — это... (смешанный лес).

— Город Владивосток находится на одной широте с городом Сочи, но лето во Владивостоке холодней, потому что... (охлаждает Тихий океан, над которым летом формируется морской воздух, приносимый муссонами (океан летом не успевает прогреться)).

 

III. Изучение нового материала

У нас сегодня необычный урок. Все мы приняты на работу в туристическое агентство Дальнего Востока. Ваша задача — сделать рекламу уникальным территориям Дальнего Востока, ведь это богатейший рекреационный регион России. Команды турагентства сейчас приступят к работе по составлению рекламного плаката и будут готовиться к защите своего проекта.

(Все команды имеют вопросник, лист ватмана, иллюстрации, цветные карандаши, фломастеры. В течение 20 мин нужно подготовить рекламный туристический проект по плану.)

План

1. Географическое положение.

2. Кто открыл территорию, кто изучал ее?

3. Кто здесь жил раньше?

4. Рельеф (горы, равнины, вулканы, землетрясения).

5. Полезные ископаемые.

6. Климат (тип климата, влажный сезон, благоприятен ли для туристов, когда лучше ехать туристам).

7. Что надеть, что взять с собой?

8. Природные уникумы (что посмотреть).

9. Виды отдыха (рыбалка, восхождение на вершину, охота, ванны с теплой водой и т. д.).

 

Команда 1. Камчатка

Исследователи Долины гейзеров — С. П. Крашенинников, В. В. Атласов.

Вулканы, горячие минеральные источники.

Рыбная путина (нерест лосося, лодки поднимаются на хребтах рыб).

Купание в бассейнах с теплой водой, возможность сварить картошку прямо в горячем источнике.

Растительный мир — кедровый стланик, роща пихты грандиозной.

Животный мир — камчатский медведь, крабовые отмели.

 

Команда 2. Чукотка

Самая восточная точка Евразии — мыс Дежнева, самый восточный остров — Ратманова.

Здесь начинаются новые сутки.

Полярный день, оленьи упряжки.

Животный мир — лежбища моржей, птичьи базары.

 

Команда 3. Сахалин

Самый крупный остров России.

Здесь побывал А.П. Чехов (экскурсии по чеховским местам).

Паром соединяет материк с островом.

Высшая отметка — гора Лопатина (1609 м).

Остров находится в Тихоокеанском огненном кольце.

В 1995 г. был разрушен город Нефтегорск.

Животный мир — морской конек (обитает в прилегающих водах).

Растительный мир — на юге острова цветут магнолии, растет бамбук.

 

Команда 4. Командорские острова

На одном из островов похоронен русский командор В. Беринг.

Животный мир—лежбища морских котиков, птичьи базары, гагары (их так много, что каждая вновь прилетающая птица вынуждена приземляться на спины своих сородичей, лишь потом она сумеет отыскать крохотное место на земле, где вырастит свое потомство).

 

Команда 5. Уссурийская тайга

Исследователи Н. М. Пржевальский, В. К. Арсеньев

Растительный мир — женьшень, лимонник (эликсиры молодости), маньчжурский орех, амурский бархат, лианы, кишмиш (самая сладкая ягода).

Эндемики в животном мире — утка-мандаринка, антилопа горная, уссурийские тигры, леопарды в заповеднике «Кедровая падь», голубая сорока, черная белка.

Озеро Ханка.

Население выращивает рис, сою.

 

Защита проекта

По жребию выходит команда, кто-то укрепляет или держит рекламный проспект, кто-то рассказывает.

Администрация рекламного бюро (два-три человека и учитель) оценивает проект: оформление, богатство материала, эмоциональность рассказа, безошибочность информации. Команда- победитель получает оценку «5».

При описании могут быть допущены ошибки. Другие команды могут исправлять и получить дополнительный балл. Выступление должно быть не более 3 мин.

 

Источники информации для подготовки рекламного проспекта

1. Учебник (по Р.: § 44, 45; по Б.: § 42, 41).

2. Хрестоматия по физической географии СССР. М.: Просвещение, 1974. С. 281-309.

3. Хрестоматия. География России (Дальний Восток). М.: Аванта-плюс, 2002.

4. Словарь по физической географии / Ю. П. Пармузин. Г.В. Карпов. М.: Просвещение, 1994.

5. Атласы для 8 класса, географический атлас России (природа).

6. Карты: Дальнего Востока (физическая), России (тектоническая, геологическая, климатическая, растительности, почвенная).

Материалы по учебнику Э. М. Раковской С. 24, рис 9. Часовые пояса (Чукотка — линия перемены дат). С. 27, рис. 10. Основные маршруты исследований в XVI—XIX вв.

С. 32, рис. 12. Пути И. Ю. Москвитина.

С. 33, рис. 13. Поход В. В. Атласова на Камчатку.

С. 47. Материал о В. Беринге и С. П. Крашенинникове.

С. 51, рис. 19. Литосферные плиты Северной Евразии.

С. 66, рис. 26. Новейшие тектонические движения.

С. 67, рис. 27. Районы распространения землетрясений.

С. 69. Перечень главных действующих вулканов.

С. 124, рис. 57. Многолетняя мерзлота.

С. 143, рис. 65. Основные направления использования земельных ресурсов.

С. 158—159, рис. 70. Зоогеографическая карта.

С. 175, рис. 77. Природные зоны и заповедники России.

С. 251, рис. 106. Разнообразие природы Дальнего Востока.

Материалы по учебнику И. И. Бариновой Форзац. Физическая карта России.

С. 6—7, рис. 1. Политико-административная карта России.

С. 22, рис. 9. Часовые пояса мира и России.

С. 25, рис. 11. Освоение территории Сибири и Камчатки.

С. 26, рис. 12. Освоение территории Сибири и Дальнего Востока.

С. 42—43, рис. 21. Полезные ископаемые России.

С. 53, таблица 2. Главные действующие вулканы России (Камчатка).

С. 75, рис. 45. Типы водного режима рек.

С. 86, таблица 4. Крупнейшие озера России (озеро Ханка).

С. 102, рис. 61. Типичные представители древесной растительности России.

С. 103, рис. 62. Типичные представители животного мира России.

С. 201, рис. 117. Орографическая схема Восточной Сибири и Дальнего Востока.

С. 230. Материал о С. П. Крашенинникове.

С. 233. Материал о Н. М. Пржевальском.

С. 235, рис. 134. Исследование Дальнего Востока.

С. 238. Материал о В. Беринге.

С. 240. Материал о Курильских островах.

Кроме того, можно использовать материалы журналов (например, «Юный натуралист»), комплекты открыток («Вулканы Камчатки», «Кропоцкий заповедник» и др.).

 

Домашнее задание

1. По Р.: § 45.

По Б.: § 42.

2. Провести сравнение двух ПТК (по выбору):

1) ПК Чукотки и Камчатки;

2) ПК Сахалина и Курильских островов;

3) ПК Восточно-Сибирской тайги и Уссурийской тайги.






загрузка...
загрузка...
загрузка...