загрузка...


География 8 класс
Поурочное планы по учебникам Раковской Э. М. и Баринова И. И.

Раздел 8. КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ РОССИИ

 

Урок 42. Природные ресурсы Русской равнины

 

Цели: показать разнообразие природных ресурсов Восточно-Европейской равнины; рассказать, как используются природные ресурсы человеком; формировать бережное отношение к природе.

Оборудование: карточки с понятиями: природные ресурсы, природные условия.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

(Тест.)

1. Русская равнина расположена:

а) не древней платформе;

б) на молодой платформе;

в) на щите.

2. К поднятиям фундамента приурочены:

а) Валдайская возвышенность;

б) Среднерусская возвышенность;

в) Тиманский кряж;

г) Северные Увалы.

3. На щите расположены:

а) Кольский полуостров;

б) Тиманский кряж;

в) Карелия;

г) Валдайская возвышенность.

4. Рельеф Восточно-Европейской равнины:

а) плоский;

б) холмистый.

5. На Русской равнине преобладают:

а) плоскогорья и низменности;

б) плоскогорья и возвышенности;

в) возвышенности и низменности.

6. Климат Русской равнины:

а) морской;

б) умеренно континентальный;

в) континентальный.

7. На территории большей части Русской равнины господствуют:

а) антициклоны;

б) циклоны.

8. Озерным краем называют:

а) центр Русской равнины;

б) северо-восток Русской равнины;

в) северо-запад Русской равнины.

9. Самое крупное озеро Русской равнины:

а) Ладожское;

б) Онежское;

в) Имандра.

10. В тайге Русской равнины распространены леса:

а) еловые и пихтовые;

б) лиственничные;

в) еловые и сосновые.

Ответы: 1 — а; 2 — б, в; 3 — а, в; 4 — б; 5 — в; 6 — в; 7 — б; 8 — в; 9 — а; 10 — в.

 

III. Изучение нового материала

В результате хозяйственной деятельности человека природные ландшафты уступают место антропогенным ландшафтам. Леса вырублены, степи распаханы. Добыча полезных ископаемых ухудшает ландшафты, образуя «лунный» ландшафт с карьерами и отвалами. Существует проблема: как использовать ресурсы равнины, не ухудшая качество природных ландшафтов? как сохранить природу?

Следует разграничить понятия «природные ресурсы» и «природные условия».

Природные ресурсы — это компоненты природы, которые на данном уровне развития производительных сил используются или могут быть использованы в качестве средств производства (предметов и средств труда) и предметов потребления. По своей материальной форме это объекты и силы природы, происхождение, свойства и размещение которых обусловлены природными закономерностями. По своему экономическому содержанию это потребительские стоимости, полезность которых определяется степенью изученности, уровнем научно-технического прогресса, экономической и социальной целесообразностью использования.

Природные условия — это объекты и силы природы, существенные на данном уровне развития производительных сил для жизни и хозяйственной деятельности общества, но не участвующие непосредственно в материальной производственной и непроизводственной деятельности людей.

Понятие «природные условия» обладает исторической условностью. По мере развития производительных сил многие элементы природных условий одновременно являются и природными ресурсами. Это относится, например, к климатическим, рекреационным и другим ресурсам. Трактовка понятия «природные условия» не узаконена. Под ним иногда понимают всю совокупность компонентов географической среды (это и географические территории, и природные ресурсы, и собственно природные условия.)

(По ходу объяснения материала учащиеся заполняют таблицу.)

 

Вид ресурсов

Оценка на территории равнины

Необходимость использования

Негативные последствия

использования

Меры для уменьшения последствий использования

 

 

 

 

 

 

Агроклиматические ресурсы — вид ресурсов, включающий такие естественные природные компоненты, как тепло, влага, свет, почвы, рельеф, количество солнечных дней в году, сумма положительных температур. От их наличия в решающей степени зависит продуктивность сельского хозяйства. Агроклиматические ресурсы Русской равнины создают достаточные возможности для разностороннего развития сельского хозяйства, но не на всей территории эти ресурсы благоприятны. Огромное пространство равнины, где сосредоточена большая часть населения страны, находится в пределах субарктического, умеренного поясов. Однако южная половина территории страны, лежащая в подзоне смешанных лесов и в зоне лесостепей, имеет достаточное увлажнение и сумму суточных температур воздуха (выше +10 °С) — 1600—2200 °С. Такие агроклиматические условия позволяют выращивать пшеницу, рожь, овес, лен, коноплю, гречиху, картофель и овощи, сахарную свеклу и различные кормовые культуры (кукуруза, зернобобовые), необходимые для животноводства.

Северная половина равнины, включающая таежный север Русской равнины, имеет достаточное, а в ряде мест избыточное увлажнение. Сумма суточных температур за вегетацию колеблется здесь в пределах 1000—1600 °С, что позволяет выращивать рожь, ячмень, бобовые, лен, менее требовательные к теплу овощи (редис, лук на перо, морковь, картофель), травы.

Наименее благоприятные агроклиматические условия на Крайнем Севере России, где избыточное увлажнение и сумма суточных температур за вегетацию менее 1000 °С. В таких условиях возможно лишь очаговое земледелие с выращиванием малотребовательных к теплу культур и парниково-тепличное хозяйство.

Самая теплая часть России — степные районы юго-востока Русской равнины. Здесь сумма суточных температур за вегетационный период 2200—3400 °С, что обеспечивает вызревание озимой пшеницы, кукурузы на зерно, проса, сахарной свеклы, подсолнечника, теплолюбивых овощей и плодов. Однако в этих районах недостаточное увлажнение, что требует во многих местах обводнения и орошения земель.

Водные ресурсы — поверхностный сток (реки, озера и другие водоемы), подземный сток (подземные и грунтовые воды), воды ледников, атмосферные осадки, которые являются источниками воды для удовлетворения хозяйственных и бытовых потребностей. Вода в природе находится в непрерывном движении, поэтому распределение ее по территории, временам года и по годам подвержено значительным колебаниям.

Равнина располагает значительными запасами пресных вод. Наиболее широко в хозяйстве используются речные воды. Реки равнины принадлежат к бассейнам двух океанов, а также к внутреннему бассейну Каспия, занимающему большую часть европейской части России. Реки равнины большей частью спокойны и непорожисты, поэтому в данном значении не обладают большим гидропотенциалом, а на большинстве крупных рек равнины он практически исчерпан.

Только на Русской равнине есть реки бассейна Атлантического океана, хотя они занимают наименьшую площадь от всей территории страны. Реки текут на запад в Балтийское море (Нева) и на юг — в Азовское и Черное моря (Дон, Кубань и др.). Особое место занимает Нева. Эта короткая река (74 км) несет огромное количество воды — в четыре раза больше, чем Днепр, имеющий длину свыше 2000 км. Эти реки не только снабжают регион электричеством, но и являются важной транспортной артерией страны.

Большую часть Европейской России занимает внутренний бассейн Каспийского моря. В Каспий впадают реки Волга, Урал и др. Самая длинная река европейской части России — Волга (3530 км). На Волге много ГЭС: Волжская им. Ленина, Саратовская, Волжская им. XXI съезда КПСС и др.

Главными потребителями водных ресурсов в нашей стране являются водоснабжение, гидроэнергетика, искусственное орошение.

Очень остро в этом регионе страны стоит проблема водоснабжения. Водоснабжение — совокупность разных способов использования водных ресурсов промышленностью, коммунальным хозяйством и населением с большой долей безвозвратных потерь и различной степенью загрязнения. Именно эта сторона водопользования создает все более обостряющуюся проблему качественного ухудшения и уменьшения водных запасов, т. к. этот регион особенно сильно заселен, освоен, здесь стоит огромное количество заводов, городов, нуждающихся в обеспечении водой. Решение этой проблемы требует перераспределения водных ресурсов между районами, бережного расходования запасов, строительства очистных сооружений, широкого применения замкнутых циклов использования воды и др.

Воды равнины нужны также для искусственного орошения. Основные районы орошения — это засушливые территории Северного Кавказа и Заволжья.

Минеральные ресурсы исчерпаемы и невозобновимы (кроме торфа и осадочных солей, образование которых происходит и в настоящее время, но очень медленно). Их запас, хотя и увеличивается в результате геологоразведочных работ, но имеет ограниченные размеры.

Минеральные ресурсы подразделяются по направлению использования на три крупные группы:

а) топливные (горючие) — жидкое топливо (нефть), газообразные (природный газ), твердые (угли, горючие сланцы, торф);

б) рудные — руды черных, цветных, редких, благородных металлов;

в) нерудные — горно-химическое сырье (апатиты, фосфорные, каменные и калийные соли), технические руды (асбест, графит, слюда, тальк), строительное сырье (глины, пески, камни, известняки) и т. д.

Главной особенностью размещения минеральных ресурсов является неравномерное их распространение в недрах Земли. Вы уже знаете, что основными местами скопления топливных, химических, строительных и других видов ископаемых осадочного происхождения являются платформы с толщами осадочных пород, а местами образования большинства видов рудных ископаемых — горы и щиты.

Например, велики запасы железной руды в районе Курской магнитной аномалии (КМА), где фундамент платформы высоко приподнят и перекрыт осадочным чехлом небольшой мощности. Это позволяет добывать руду в карьерах. Разнообразные руды приурочены к Балтийскому щиту: железные, медно-никелевые, апатито-нефелиновые на Кольском полуострове. В чехле платформы на Восточно-Европейской равнине имеются месторождения каменного угля (Печорский бассейн), нефти и газа (Башкортостан, Татарстан, Ставропольский край), на севере Прикаспийской низменности добывают поваренную соль. Из-за того что большая часть минеральных ресурсов исчерпаема, следует особенно бережно относиться к ним, т. к. не за горами тот день, когда они могут быть исчерпаны. Необходимо комплексно использовать ресурсы, утилизировать отходы, использовать вторичное сырье и т. д. Кроме того, большая часть полезных ископаемых добывается открытым способом, поэтому изменяется поверхность территории, после отработки месторождений остаются «лунные ландшафты».

Каковы же пути рационального использования (природных) полезных ископаемых?

Проблемой являются карьеры, отвалы, уничтожение почв, ландшафтов. Необходимы рекультивация почв (окультуривание), создание прудов.

Рекреационные ресурсы — места отдыха. На Русской равнине находится Золотое кольцо — один из самых популярных туристических маршрутов России.

 

IV. Закрепление нового материала

1. Работа с таблицей

Изучите таблицу и скажите, какие еще культуры можно выращивать на территории Русской равнины, а для выращивания каких культур нет условий.

 

Культура

Сумма температур, выше +10 °С

Лук на перо

500-700

Лен на волокно, репа, турнепс

800-1600

Ячмень, овес

800-1600

Яровая пшеница

1200-2000

Томаты

1200-2000

Подсолнечник, картофель, просо

1200-2499

Свекла столовая, брюква

1600-2800

Сорго, соя, табак, тыква

2000-3600

Рис

2000-3600

Хлопчатник, клещевина, арахис, бахчевые

2800-3600

Виноград

2100-4000

Лавр благородный, инжир

3500

Цитрусовые, чай, маслины

4000-5000

Сахарный тростник, египетский хлопчатник

5000-6000

 

2. Самостоятельная работа

Учащимся предлагается решить проблему рационального использования гидроэнергетических ресурсов, ответив на вопрос: «Надо ли строить ГЭС на реках Русской равнины?»

 

3. Работа с картой

Укажите на карте полезные ископаемые:

а) железная руда (КМА на Среднерусской возвышенности);

б) Печорский угольный бассейн;

в) бурый уголь (Подмосковный угольный бассейн);

г) поваренная соль (озера Баскунчак и Эльтон, Прикамье);

д) нефть (восток равнины);

е) медно-никелевые руды, апатиты, железные руды (Кольский полуостров).

 

Домашнее задание

1. По Р.: § 34.

По Б.: § 29.

2. По желанию:

1) Составить 10 вопросов с ответами по теме урока (вопросы начинаются со слова «почему»).

2) Составить кроссворд (15-20 слов) «Русская равнина».

3) Написать сочинение «Мне нравится (своя местность: Карелия, Жигули и т. д.), потому что...

4) Написать реферат на тему «Проблемы Русской равнины».






загрузка...
загрузка...