загрузка...

География 8 класс
Поурочное планы по учебникам Раковской Э. М. и Баринова И. И.

Раздел 6. ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР РОССИИ

 

Урок 32. Охрана биологических ресурсов

 

Цели: дать знания о заповедниках, заказниках, национальных парках; показать роль органического мира в жизни и деятельности человека; формировать понимание необходимости в охране природы.

Оборудование: карта «Охрана природы», таблица «Заповедники», фотографии заповедников.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

1. Работа в парах

Каждая пара получает карточку с вопросом о животном и растительном мире России, о приспособлениях к условиям обитания животных и растений. Учащиеся обсуждают вопрос в паре и дают ответ. Другие в это время слушают, могут дополнять.

Вопросы

1. Как приспособились к условиям среды животные тундры? (Кочевание у северных оленей в поисках пастбищ, теплый мех на зиму и линька, защитная (белая) окраска меха.)

2. Как приспособились к условиям обитания животные арктической пустыни? (Примерный ответ. Пища только в море, поэтому все они хорошо плавают. На суше растений нет, поэтому животные — хищники. Защитой от холода служат густой мех, толстая кожа и слой жира. Все птицы перелетные, только весной оживают птичьи базары, когда лед отходит от берега.)

3. Как приспособились к условиям среды обитания животные тайги? (Обитание ярусное, впадают в спячку, заготовка пищи впрок на зиму, длинные ноги (лось), теплый мех.)

4. Как приспособились к среде обитания животные степи? (Примерный ответ. Птицы строят гнезда на земле, грызуны обитают в норах, а крупные копытные (сайгаки) живут стадами, т. к. степь — открытая территория и укрыться от хищников и заметить его как можно раньше жизненно важно. Суслики, сурки, мыши делают запасы корма на зиму.)

5. Как приспособились к среде обитания животные полупустынь и пустынь? (Примерный ответ. На летнюю жару некоторые животные впадают в спячку, многие долгое время могут обходиться без воды (верблюды) или обходятся малым количеством воды (змеи, ящерицы). В жару прячутся в песок (змеи), в норы, а на охоту выходят ночью, быстро перемещаются в поисках воды и пищи (куланы, джейраны, сайгаки, тушканчики).)

6. Почему животные лесов не собираются в стада, как животные тундры и степей? (Примерный ответ. Стаду лосей труднее скрыться в зарослях елово-пихтовой тайги, а хищников заметить из-за деревьев даже стаду очень сложно. Олени в тундре на ветру согревают друг друга, прижимаясь телами, а в тайге нет ветра.)

7. Почему в тундре не растут деревья? (Примерный ответ. Сильные ветры на открытых пространствах тундры и маломощный снежный покров заставляют растения прижиматься к земле. Вечная мерзлота не дает возможности прочно укрепиться в почве, к тому же большую часть года вода в тундре - в твердом состоянии и не доступна растениям.)

8. Почему в Восточной Сибири тайгу образует только лиственница? (Примерный ответ. Ель, пихта имеют глубоко уходящие в почву корни, а в Сибири вечная мерзлота позволяет расти корням только в верхнем слое. В суровые зимы трескается ствол ели, пихты, т. к. в нем много влаги, которая превращается в лед, лиственница сбрасывает хвою и таким образом сохраняет тепло.)

 

2. Тест

1. По видовому составу богаче:

а) мир растений;

б) мир животных.

2. Среди представителей животного мира по видовому составу богаче:

а) насекомые;

б) рыбы;

в) земноводные и пресмыкающиеся;

г) млекопитающие.

3. Найдите ошибку: основными растительными сообществами России являются:

а) тундра;                            

б) степь;

в) лес;                                 

г) луг.

4. Найдите ошибку: для растительного покрова тундры характерны:

а) лишайник ягель;  

б) брусника;            

в) типчак;

г) голубика.

5. Лемминги — представители фауны:

а) тундры;               

б) леса;                   

в) степи;

г) пустыни.

6. К животному миру степи относятся:

а) дрофа;                             

б) стрепет;

в) косуля;                            

г) суслик.

7. К числу основных промысловых пушных зверей не относится:

а) белка;                              

б) песец;                              

в) выдра;

г) лиса.

8. В каком заповеднике охраняются лотос, чилим, пеликан, осетр?

а) в Астраханском;   

б) в Воронежском;

в) в Валдайском.

9. Какой заповедник создан для сохранения и разведения соболя?

а) Кандалакшский;                      

б) Галичья гора;                          

в) Баргузинский;

г) Астраханский.

10. Основным продуктом леса является:

а) лекарственное сырье;             

б) древесина;                              

в) орехи;

г) грибы.

Ответы: 1 — б; 2 — а; 3 — г; 4 — в; 5 — а; 6 — а, б, г; 7 — в; 8 — а; 9 - в; 10 - б.

 

III. Изучение нового материала

К биологическим ресурсам относятся используемые человеком растения и животные.

 

 

Роль растений и животных в природе огромна.

Часть живых организмов, которые человек использует в хозяйственной деятельности, - это биологические ресурсы. Различают растительные ресурсы и ресурсы животного мира.

 

Роль растений в жизни человека

1. Культурные растения являются основной (на 80%) пищей для людей. Дикорастущие растения являются важным источником витаминов — это ягоды, фрукты, орехи. Грибы и орехи — источники белков.

2. Лес — это и топливо, и сырье, и строительный материал.

3. Луга — это пастбища и сенокосы.

4. Лекарственные растения — это зеленая аптека.

— Вспомните, какие лекарственные растения вы знаете и используете. (Для заживления ран используется подорожник, от простуды — мать-и-мачеха, иван-чай, малина, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта — зверобой, чистотел и др.)

— Что дают человеку животные? Назовите ресурсы животного мира. (Примерный ответ. Прежде всего это пушные ресурсы. К пушным животным относятся белка, песец, соболь, куница, бобр, выдра, колонок, норка. Самый ценный мех имеет соболь. Ради мяса и шкуры охотятся на копытных животных: лосей, кабанов, северных оленей. Рога марала, изюбра, благородного оленя используют для получения лекарства пантокрин.)

Масштабы использования биологических ресурсов постоянно растут. Человек, осваивая ресурсы, истощает их запасы, а иногда полностью уничтожает. Под пашни распахана почти вся степь России, под города, дороги и карьеры заняты огромные площади земель. Уничтожена естественная растительность, а значит, исчезли и животные. В городах можно увидеть серый асфальт и серых ворон. Многие тысячи гектаров хвойных лесов вырублены, а на месте их растут вторичные малоценные леса из осины и березы. Значительно снизились и ресурсы животного мира. Наиболее ценные животные более всего пострадали: почти истребили кавказского тура, зубра, соболя баргузинского. Многие виды занесены в Красную книгу.

— Как же человек может спасти животных и растения, нуждающихся в охране? (Создать заповедники.)

Заповедник — это охраняемая территория, где в естественном состоянии сохраняется весь природный комплекс. В заповеднике запрещен любой вид хозяйственной деятельности. Заповедник служит эталоном нетронутых ландшафтов, для сохранения редких и исчезающих видов растений и животных и восстановления их численности.

Один из первых заповедников - Астраханский — был создан в дельте Волги с целью охраны нерестилищ ценных осетровых рыб, водоплавающих птиц (пеликаны, бакланы) и реликтовых редких растений (лотос).

В России 89 заповедников, 16 из них — биосферные. Биосферные заповедники создаются в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера». Их цель — сохранить и исследовать различные природные территории. В биосферных заповедниках работает служба мониторинга, исследующая ход всех природных процессов на данной территории.

Национальный парк — это особо охраняемая территория с малонарушенными природными комплексами и уникальными природными и антропогенными объектами. В национальных парках допускается посещение туристов по специальным маршрутам. Иными словами, национальные парки играют роль и рекреационных объектов. В России 29 национальных парков.

Заказник — это территория, где постоянно или временно запрещены отдельные виды и формы хозяйственной деятельности. В заказниках охраняется не весь природный комплекс, как в заповедниках, а только отдельные компоненты, например один или несколько видов животных, растений.

Природные ресурсы — компоненты природы, которые человек использует в хозяйственной деятельности.

 

 

Россия богата ресурсами. Недра страны имеют крупные запасы нефти и газа, угля, железной руды, апатитов, бокситов, медноникелевых руд, калийных солей.

Плодородные почвы имеют степные районы юга Русской равнины и Западной Сибири. Теплое лето умеренного климата позволяет получать урожаи многих культур. Но значительная часть России не может быть использована для земледелия, т. к. около половины территории страны имеет мерзлые грунты, а около 1/4 территории России находится за полярным кругом.

Россия богата лесами, которые занимают около 40% территории страны. Особенно ценные хвойные породы — лиственница, ель, сосна.

Большая часть России имеет богатые водные ресурсы. Но сосредоточены они в Сибири и на Дальнем Востоке, где живет меньшая часть населения страны.

Рекреационные ресурсы — это ресурсы, которые используют для отдыха, восстановления здоровья человека. К ним относят территории с красивым ландшафтом, мягким климатом, теплым морским побережьем. Побережья озер, минеральные источники, лечебные грязи также являются условием для развития рекреаций.

 

IV. Закрепление нового материала

— Каково значение растительных ресурсов в жизни человека?

— Что относится к ресурсам животного мира?

— Что такое заповедник?

— Что такое национальный парк?

— Что охраняется в Астраханском заповеднике?

— Чем заказник отличается от заповедника?

— Что такое природные ресурсы?

— Какие ресурсы должны использоваться особенно экономно?

— Что такое рекреационные ресурсы?

— Какими природными ресурсами богата ваша местность?

 

Домашнее задание

По Р.: § 25, 26.

По Б.: § 19, 20.






загрузка...
загрузка...